Стимулирование вывода субъектов малого предпринимательства «из тени»
Завышенную стоимость тарифов на коммунальные услуги для МСБ, увеличение ответственности работодателя за пострадавших на производстве работников без учета их вины, разницу в подушевом финансировании дошкольных учреждений в рамках ГЧП, создание подкомитета развития малого и среднего бизнеса обсудили 9 сентября на заседании Регионального совета ПП ВКО под председательством Асемкана Дускужанова, передает пресс-служба НПП РК «Атамекен».
ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ
О проблеме тарифообразования в сфере коммунальных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса рассказал заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев. Он сообщил, что в РПП поступают многочисленные обращения представителей малого бизнеса, не согласных с завышенными ценами на общественно значимые услуги субъектов естественных монополий.
Как известно, при согласовании дифференцированных тарифов на коммунальные виды услуг утверждаются две группы потребителей: «население» и «прочие потребители». При этом разница в тарифах между двумя этими группами является колоссальной, более того - данное расхождение увеличивается с каждым годом. Как следствие субъекты малого предпринимательства и предприятия, оказывающие социально значимые услуги для населения, вынуждены производить оплату за коммунальные услуги как крупный бизнес, хотя их товары и услуги не конкурентоспособны по цене. Причина этому - отсутствие в утвержденной методологии расчета тарифов разделения на малый, средний и крупный бизнес.
«Так, для категории «прочие потребители» без общедомовых приборов учета теплоэнергии АО «УК ТЭЦ» прирост с 2016 по 2019 годы составил 83%, с приборами учета - 9%. В то же время для категории «население» без общедомовых приборов учета прирост составил 39%, а с приборами учета вообще снизился на 30%», - привел пример Кайрат Мамырбаев.
Такая же тенденция наблюдается в тарифообразовании других субъектов естественных монополий. В частности в тарифах ГКП «Оскемен Водоканал» между двумя группами категорий разница составляет более 3 раз, или 332%.
Учитывая, что вид и качество услуг субъектов естественных монополий, оказывающих коммунальные услуги, остаются неизменными, в Палате предпринимателей ВКО намерены при содействии Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК, Совета по тарифной политике и центрального аппарата НПП РК «Атамекен» разработать предложения для Правительства РК о внесении изменений в методологию расчета тарифов. По мнению ПП ВКО, тарифы на коммунальные услуги для субъектов МСБ должны рассчитываться в отдельной от крупного бизнеса группе потребителей.
Регсовет поддержал инициативу ПП ВКО, а также внес собственное предложение в данной связи.
«Мы сегодня находим крайних, последних. Но все процессы откуда идут в тарифообразовании? - От источников. Но у нас почему-то табу, запрет ту сторону трогать. Мы когда с антимонопольной службой вопросы пытаемся решать, фактически они все делают только формально. Если законодательно это закреплено - никакие претензии им предъявить нельзя. Вероятно, процедура не так построена. Поэтому я думаю, что задача Национальной Палаты «Атамекен» - не поверхностно видеть, а искать глубинную причину проблемы», - высказал общее мнение член РС Сеилжан Сайлаубаев.
СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Второй рассматриваемый вопрос касался внесения изменений и дополнений в Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей». Данный законопроект поступил в ПП ВКО и был распространен среди предпринимателей, членов Регсовета и общественных объединений области.
Разработчик проекта предложил внести изменения по нескольким позициям.
Это, во-первых, отмена удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов из страховых выплат пострадавшего, а в случае утраты трудоспособности работника по достижении им пенсионного возраста работодатель должен продолжать производить выплаты на содержание последнего вплоть до его смерти.
Во-вторых - исключение учета вины пострадавшего работника при расчете страховой выплаты, то есть даже при наличии грубой неосторожности самого работника полная ответственность за причиненный вред будет возложена на работодателя.
В-третьих - введение административной ответственности за не заключение договора обязательного страхования или за неуплату страховой премии по договору, а именно штраф для малого бизнеса составит 160 МРП, для среднего бизнеса - 400 МРП, для крупного бизнеса - 1 000 МРП.
В-четвертых, будут увеличены поправочные коэффициенты с учетом изменений страховых тарифов.
В-пятых, вводится дополнительная компетенция уполномоченного госоргана по труду - профилактический контроль без посещения субъекта контроля, аналогичный камеральному контролю налоговых органов.
Проанализировав представленные изменения, юристы ПП ВКО сделали вывод, что они чрезмерно жестоки и несправедливы к работодателю. Согласились с ними и члены Регсовета, которые пришли к заключению о том, что человек в первую очередь сам должен отвечать за свою жизнь и здоровье, а в целом ответственность должна быть обоюдной с работодателем. Вносимые же поправки только усугубят положение, и бездельников станет еще больше - тех, кто умышленно причиняет себе вред для получения страховых выплат. Кроме того было отмечено, что инициировать изменения в данной сфере должно бизнес-сообщество, а не представители власти. В итоге членами РС принято решение выразить свое несогласие с вносимыми изменениями в Закон.
СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА РАЗВИТИЯ МСБ
По решению Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен» в настоящее время во всех областях Казахстана при Региональных советах РПП создаются подкомитеты развития малого и среднего бизнеса, основной задачей которых является стимулирование вывода субъектов малого предпринимательства «из тени» посредством применения комплексных мер, а также внедрения стимулирующих инструментов. Центральный Комитет уже успешно функционирует в столице, на его заседаниях поднимаются самые актуальные вопросы, обсуждаются системные проблемы малого и среднего бизнеса, разрабатываются комплексные меры и вносятся предложения по поддержке МСБ.
Одним из поводов к созданию подкомитетов в регионах является слабая осведомленность предпринимателей МСБ о вступивших в действие и обсуждаемых нормах законодательства. Между тем Нацпалата считает, что бизнес должен непосредственно участвовать в обсуждениях для формирования совместных рекомендаций и предложений касательно поднимаемых вопросов.
В Восточном Казахстане состав подкомитета сформирован из числа заинтересованных членов Регионального совета, а его председателем единогласно утвержден глава КХ «Гемма» Владимир Климов. Заседания коллегиального органа предложено проводить по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в месяц.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ГЧП
На сегодняшний день Восточно-Казахстанская область занимает первое место в стране по реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), большинство из которых относятся к сферам образования и здравоохранения. Однако, как считают в РПП, имеется большой перекос, мешающий бизнесу в развитии данного направления. К примеру, в сфере дошкольного образования и воспитания остро стоит проблема подушевого финансирования.
В Палату предпринимателей ВКО поступило коллективное обращение предпринимателей Усть-Каменогорска, Семея и Риддера, занимающихся дошкольным образованием. Они рассказали о том, что частные детские сады, заключившие договора ГЧП до 2019 года, получают подушевое финансирование на каждого ребенка в размере 24 471 тенге на одного ребенка. Между тем согласно новой утвержденной методике с 1 января текущего года размер подушевого финансирования составляет 28 648 тенге, но применяется он только в отношении договоров, заключенных в 2019 году. Получается, что участников Программы по развитию ГЧП поставили в неравные условия - разница в подушевом финансировании воспитанников дошкольных учреждений составляет 4 177 тенге. Как сообщила руководитель детского сада «Балапан» в городе Семей, сумма ее потерь варьируется от 1,5 до 2 млн тенге в месяц.
Поскольку ранее Палата предпринимателей ВКО обращалась с данным вопросом к МИО и не добилась положительного ответа, Регсовет принял решение направить письмо в прокуратуру Восточно-Казахстанской области с целью добиться уравнивания подушевого финансирования для предпринимателей, заключивших договора ГЧП в разные годы.
О том, какие подвижки будут иметь место в решении проблем, рассмотренных на заседании Регсовета, мы обязательно известим бизнес-сообщество Восточного Казахстана.