Облегчение условий ведения бизнеса: как улучшение позиций РК в рейтинге «Doing Business» влияет на развитие МСБ

Облегчение условий ведения бизнеса: как улучшение позиций РК в рейтинге «Doing Business» влияет на развитие МСБ

 

В новой редакции рейтинга Всемирного банка Doing Business Казахстан занял 25 место, опередив собственный план по вхождению в топ-25 на 2 года. Изначально данный показатель был запланирован на 2021 год.

Индекс легкости ведения бизнеса — индекс для сравнения простоты предпринимательской деятельности между странами мира, составляемый Всемирным банком на основе годовых данных. Индекс был разработан в 2003 году.

Благоприятные условия для ведения бизнеса оцениваются по 10 категориям: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности.

Лидеры рейтинга 2019 года — Новая Зеландия и Сингапур — сохранили свои позиции.

На третье место с четвертого поднялся Гонконг, вытеснив Данию.

На две строчки — с восьмого на шестое место — поднялись США.

Грузия немного ухудшила свои позиции, опустившись с шестого на седьмое место.

 

Казахстан вошел в топ-25 лучших в ведении бизнеса среди 190 стран мира

Казахстан получил 79.6 баллов из 100 возможных после Германии с 79,7 баллами. Казахстан опередил Австрию, Японию, Испанию, Францию, Швейцарию и страны СНГ.

По количеству баллов РК имеет равные позиции с Канадой и Ирландией, которые также набрали по 79.6 баллов. Их места 23-е и 24-ое в рейтинге.

За последние два года Казахстан поднялся на 11 позиций вверх (2017 - 36 место, 2018 - 28 место), демонстрируя рекордные результаты реформ, принятых Правительством с 2014 года в рамках 7 пакетов законодательных инициатив.

Это стало доказательством действенности правительственных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса из года в год.

Принимаемые меры позволяют раскрыть предпринимательский потенциал, сформировать бизнес-климат. Улучшение делового климата обеспечивает рост малого и среднего предпринимательства, что способствует экономическому росту страны, и как результат улучшению благосостояния населения.

 

Казахстан поднялся вверх по 3 направлениям

Казахстан поднялся вверх по 3 из 10 основных направлений и по индикатору «Обеспечение исполнения контрактов» сохранил свое четвертое место в мире.

Казахстан продемонстрировал значительный рост по индикаторам «Получение кредитов» (+35 позиций), «Регистрация предприятий» (+14 позиций), «Подключение к системе электроснабжения» (+9 позиций).

Основные реформы, реализованные Казахстаном:

·          Внедрение системы электронного таможенного декларирования «Астана-1»;

·          Сокращено время для регистрации налога на добавленную стоимость от 5 до 1 рабочего дня;

·          Сокращены временные затраты на исполнение судебного акта о взыскании в пользу юридических лиц с 231 дня до 64 дней;

·          Устранена необходимость дополнительного получения разрешения на строительство от местных исполнительных органов при наличии у заказчика прав на земельный участок;

·          Исключена необходимость посещения банков после онлайн открытия счета, что позволяет компаниям пользоваться счетом дистанционно с момента его открытия;

·          Предоставлена возможность в рамках сервиса «Судебный кабинет», не выходя из дома, или офиса, подать в суд исковое заявление (жалобу, обращение, отзыв, встречный иск или обращение) и в онлайн режиме оплатить государственную пошлину.

 

За январь-июнь 2019 года выпуск продукции субъектами бизнеса увеличился на 10,8%

Согласно официальным статистическим данным, доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП за январь-июнь 2019 года по республике составила 28,5%. Задача МНЭ РК - довести этот показатель к 2025 году до 30% и к 2050 году до 50%, что соответствует уровню развитых стран.

Так, за январь-июнь 2019 года выпуск продукции субъектами МСП составил 12,7 трлн тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2018 года в сопоставимых ценах на 10,8%.

Если сравнить результаты по годам, то в 2018 году выпуск продукции составил 26,5 трлн тенге, это на 70% больше по сравнению с показателем 2015 года.

 

Порядка 3,3 млн человек заняты в сфере бизнеса

Количество зарегистрированных субъектов МСП по состоянию на 1 октября 2019 года составило 1,6 млн единиц.

Численность занятых в МСП по состоянию на 1 июля 2019 года составила порядка 3,3 млн человек.

 

Для улучшения бизнес-среды за 5 лет были приняты 7 пакетов законодательных инициатив

Системные реформы законодательства по предпринимательской деятельности были начаты еще в 2014 году с принятием Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, в 2015 году - принятием Предпринимательского Кодекса и на протяжении 5 лет - принятием 7 пакетов законодательных инициатив, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса в рамках рейтинга «Doing Business».

 

Сроки проведения проверок бизнеса сокращены с 30 до 15 дней

В 2018 году Законом по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности внедрен институт профилактического контроля взамен проверок, осуществляемых по выборочному порядку. Отличие профилактического контроля от выборочных проверок является профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства.

Сроки проведения проверок бизнеса со стороны государственных органов сокращены с 30 до 15 дней.

Также принятым законом исключены 20 сфер контроля из 114 и 3 сферы надзора из 18 в связи с дублированием и отсутствием эффективности при их осуществлении, а также соответствующие контрольно-надзорные функции государственных органов, не связанные с рисками угрозы безопасности государству и потребителю.

Вместе с тем, ведется работа по введению моратория на проведение проверок малого, в том числе микробизнеса с 1 января 2020 года сроком на 3 года, что также способствует благоприятным условиям для развития предпринимательства.

Так, за последние 10 лет был введен риск-ориентированный подход для отбора проверяемых субъектов на основе оценки степени рисков осуществления той или иной деятельности, введен институт выборочных проверок и альтернативы к проверкам, с принятием Предпринимательского кодекса структурированы и установлены общие подходы управления рисками для государственных органов и утверждены критерии оценки степени рисков и проверочные листы.

Благодаря проводимым на системной основе реформам общее количество проверок в отношении субъектов предпринимательства с 2010 года сократилось более чем в 4,3 раза.

 

Количество разрешительных документов сокращено на 70%

В 2014 году с принятием Закона «О разрешениях и уведомлениях» систематизирован и установлен исчерпывающий перечень, состоящий из 481 разрешения и 227 подвидов лицензируемых видов деятельности. На сегодня общее количество разрешительных документов сокращено более, чем на 70%, т. е. с 1200 до 316.

Принятие Закона обеспечило снижение давления на бизнес, сокращение числа административных барьеров и разгрузку государственных органов от излишних функций, а также создание максимально благоприятных условий для развития предпринимательства.

 

Что предусматривает новый 8-ой пакет законодательных инициатив?

Цель — создать лучшие условия для бизнеса в Казахстане и получить международную оценку ТОП-20 лучших стран рейтинга «Doing Business».

В рамках разрабатываемого 8-го пакета законодательных инициатив предусматривается:

·          Внедрение «Одного окна» по подключению к электрическим сетям;

·          Регистрация в качестве плательщика по НДС будет в течение одного дня только по электронной заявке;

·          Получение электронной цифровой подписи компании в личном кабинете, без необходимости посещения ЦОНа;

·          Внедрение механизма по разрешению конфликтов (тупиковых ситуаций) среди членов ТОО;

·          Внедрение системы только электронной подачи заявления на подключение к электрическим сетям;

·          Исключение процедуры подачи уведомления в Управление ГАСК и дорожную полицию о начале СМР;

·          Выдача земельных участков с архитектурно-планировочным заданием, топографией и техническим условиями;

·          Исключение относительно низкорисковых строительных объектов из обязательной экспертизы.

 

Следите за новостями zakon.kz в: