Что такое система управления рисками?
Департамент государственных доходов по Северо-Казахстанской области сообщает, что согласно статье 136 Налогового, налоговые органы осуществляют анализ налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
На основании результатов такого анализа с 1 января 2019 года внедрено категорирование всех налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования.
Система управления рисками (далее - СУР) основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.
Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Целями применения СУР являются:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения;
3) минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по деятельности которых определена низкая степень риска.
Органами государственных доходов используются две группы критериев: закрытые и открытые критерии.
Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, поэтому такя информация не доступна общественности. Доступна только часть критериев, указанных в пункте 1 статьи 137 Налогового кодекса.
Так например, к таким критериям относятся:
- налоговая нагрузка;
- среднемесячная заработная плата на одного работника;
- сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами;
- многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность;
- нарушения, выявленные по результатам камерального контроля; и т.д.
Кроме того, имеются критерии утверждаемые уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству, а также критерии в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость.