Утверждены новые Правила совершения таможенной очистки товаров
В соответствии с приказом Министра финансов РК от 15 июня 2020 года № 594 в новой редакции изложены Правила совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов, утвержденные приказом Министра финансов РК от 26 января 2018 года № 73, которые вводятся в действие с 27 июня 2020 года.
Правила совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов (далее - Правила) определяют последовательность действий должностных лиц территориальных органов КГД МФ РК по областям, городам Нур-Султан, Алматы и Шымкент при оказании государственной услуги таможенной очистки товаров.
Государственная услуга «Таможенная очистка товаров» оказывается посредством «Автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1»» (далее - ИС).
Таможенная очистка товаров осуществляется должностными лицами услугодателя, уполномоченными совершать такие таможенные операции в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями, и начинается с момента подачи услугодателю таможенной декларации в виде декларации на товары и завершается выпуском товаров.
Таможенное декларирование в электронной форме осуществляется в соответствии с главой 2 Правил с использованием декларации на товары в виде электронного документа (далее - ЭДТ).
Таможенное декларирование в письменной форме осуществляется в соответствии с главой 3 Правил с использованием декларации на товары в виде документа на бумажном носителе (далее - ДТ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 393 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК» проведение таможенного контроля при таможенном декларировании товаров осуществляется только на основании автоматизированной системы управления рисками, которая определяет формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
При таможенной очистке товаров декларация на товары, вне зависимости от ее формы, подается декларантом или таможенным представителем услугодателю, в зоне деятельности, которого находятся товары под таможенным контролем, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 180 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», либо товаров в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 180 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», которые не находятся на территории Республики Казахстан.
Услугополучатель для получения государственной услуги предоставляет услугодателю либо через веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz декларацию на товары.
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления госуслуги приведен в стандарте государственной услуги «Таможенная очистка товаров».
Стандарт государственной услуги «Таможенная очистка товаров» |
||
1 |
Наименование услугодателя |
Территориальные органы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по областям, городам Астане, Алматы и Шымкент |
2 |
Способы предоставления государственной услуги |
1) веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz; 2) услугодателя. |
3 |
Срок оказания государственной услуги |
Сроки выпуска товаров установлены нормами статьи 193 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс). 1. Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары в виде электронного документа (далее - Декларация) либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в подпункте 2) статьи 193 Кодекса, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы услугодателя либо одно из обстоятельств, указанных в подпункте 2) пункта 2 статьи 193 Кодекса, наступило менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы услугодателя - в течение 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого услугодателя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 193 Кодекса. 2. При предварительном таможенном декларировании товаров сроки выпуска товаров, предусмотренные статьей 193 Кодекса, исчисляются с момента наступления одного из следующих обстоятельств: 1) изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, - при условии, что услугополучателем, зарегистрировавшим таможенную декларацию, получено уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, а в отношении товаров, перевозимых водными судами, - услугодателем выдано разрешение на их выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 4 статьи 185 Кодекса; 2) получение услугодателем, зарегистрировавшим таможенную декларацию, уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, а в отношении товаров, перевозимых водными судами, - выдача услугодателем разрешения на их выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 4 статьи 185 Кодекса, - при условии, что услугодатель уведомлен об отсутствии необходимости внесения изменений (дополнений) в поданную таможенную декларацию либо изменения (дополнения) внесены в сведения, заявленные в таможенной декларации до получения услугодателем уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, или получения разрешения на выгрузку в месте прибытия, указанном в таможенной декларации в соответствии с пунктом 4 статьи 185 Кодекса в отношении товаров, перевозимых водными судами. 3. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 193 Кодекса, если в течение времени, указанного в пункте 1 статьи 193 Кодекса, наступило одно из следующих обстоятельств: 1) услугодатель в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 410 Кодекса запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; 2) услугополучатель обратился к услугодателю с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 183 Кодекса; 3) услугополучателем не выполнено требование услугодателя об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 183 Кодекса. 4. Срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 статьи 193 Кодекса, может быть продлен на время, необходимое для: 1) проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; 2) выполнения требования услугодателя об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 183 Кодекса; 3) предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 195 и 196 Кодекса. 5. Срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя услугодателя, уполномоченного им заместителя руководителя услугодателя либо лиц, их замещающих. 6. При продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен услугодателем не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 193 Кодекса, если иное не установлено Кодексом. При продлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выпуск товаров должен быть завершен услугодателем не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации транзитной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 193 Кодекса. 7. В случае, если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в срок, установленный пунктом 6 статьи 193 Кодекса, и выпуск товаров в соответствии со статьей 195 Кодекса не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 195 Кодекса, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя услугодателя, уполномоченного им заместителя руководителя услугодателя либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 193 Кодекса, на срок проведения такой проверки. 8. В случае, если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем срок, установленный пунктом 6 статьи 193 Кодекса, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 196 Кодекса, либо выпуск товаров в соответствии со статьей 196 Кодекса не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 196 Кодекса, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя услугодателя, уполномоченного им заместителя руководителя услугодателя либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 193 Кодекса, на срок проведения таможенной экспертизы. 9. При продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4, 5, 6, 7 и 8 статьи 193 Кодекса услугодатель направляет услугополучателю уведомление о таком продлении с указанием оснований продления срока выпуска товаров не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выдачи разрешения. |
4 |
Форма оказания государственной услуги |
Электронная или бумажная. (в бумажной (письменной) форме может быть осуществлено, если у услугодателя отсутствует возможность обеспечить реализацию услугополучателем таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых услугодателем информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и Интернета), отключением электроэнергии, аварией, действием непреодолимой силы, или иными обстоятельствами, приведшими к неисправности используемых услугодателем информационных систем). |
5 |
Результат оказания государственной услуги |
Уведомление о решении выпуска товаров принятое уполномоченным должностным лицом услугодателя, заверенное его электронной цифровой подписью (ЭЦП), в том числе с одновременным уведомлением услугополучателя, а также заинтересованных лиц посредством информационной системы, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в виде решения об отказе в выпуске товаров в случаях и по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего стандарта государственной услуги. |
6 |
Размер оплаты, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан |
За оказание государственной услуги таможенная очистка товаров, взимаются таможенные сборы за таможенное декларирование товаров, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2018 года № 171 «Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых органами государственных доходов». На основании статьи 460 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при декларировании товаров, перемещаемых в рамках контрактов на недропользование, действующих в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июля 1995 года «О таможенном деле в Республике Казахстан», таможенные сборы за таможенное оформление товаров, перемещаемых юридическими и физическими лицами взимаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 1995 года «О ставках таможенных платежей» в размере 0,2 % от таможенной стоимости, за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы услугодателя в размере 0,4 % от таможенной стоимости. |
7 |
График работы |
1) услугодатель - с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30 часов, с перерывом на обед с 13.00 до 14.30 часов, кроме выходных и праздничных дней, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК, за исключением услугодателя, для которого установлен круглосуточный режим работы. 2) портала и информационной системы: круглосуточно, за исключением технических перерывов, связанных с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем). |
8 |
Перечень документов необходимых для оказания государственной услуги |
Подача ЭДТ не сопровождается представлением услугодателя документов, подтверждающих сведения, заявленные в ней, за исключением определения системой управления рисками формы таможенного контроля в виде проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. Подача ДТ на бумажном носителе сопровождается представлением услугодателю документов на бумажном носителе, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, а также ее электронного вида. К таким документам относятся: 1) документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении услугополучателя; 2) транспортные (перевозочные) документы; 3) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка; 4) документы о происхождении товаров; 5) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; 6) документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, налогов. |
9 |
Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством Республики Казахстан |
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 182 Кодекса услугодатель отказывает в регистрации таможенной декларации по следующим основаниям: 1) таможенная декларация подана услугодателю, неправомочному регистрировать таможенные декларации; 2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом; 3) не соблюдена форма таможенного декларирования; 4) в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения; 5) таможенная декларация на бумажном носителе составлена не по установленной форме, и (или) структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов; 6) товары, в отношении которых подается таможенная декларация, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 180 Кодекса, либо товаров в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 180 Кодекса, не находятся на территории Республики Казахстан; 7) не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом и (или) законодательством Республики Казахстан должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации; 8) не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, определенные статьями 188, 189 Кодекса, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации; 9) не уплачен таможенный сбор за таможенное декларирование, за исключением случаев предоставления льгот по уплате таможенных сборов, случаев, когда таможенные сборы не уплачиваются в соответствии со статьей 80 Кодекса. 2. В соответствии со статьей 201 Кодекса услугодатель отказывает в выпуске товаров по следующим основаниям: 1) невыполнение условий, при которых услугодатель производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 194, 195, 196 и 197 Кодекса, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов; 2) невыполнение требований услугодателя об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 183 Кодекса; 3) наступление при предварительном таможенном декларировании обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 185 Кодекса; 4) несоблюдение при периодическом таможенном декларировании особенностей такого таможенного декларирования, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 187 Кодекса, и (или) наличие у услугополучателя не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и (или) пеней; 5) непредъявление товара по требованию услугодателя в пределах сроков выпуска товаров, установленных пунктами 3 и 6 статьи 193 Кодекса; 6) невозобновление срока выпуска товаров в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 11 статьи 198 Кодекса; 7) невыполнение требований, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 410 Кодекса; 8) не отнесение товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 339 Кодекса; 9) выявление при проведении таможенного контроля товаров услугодателя нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) таможенного, и иного законодательства Республики Казахстан, за исключением случаев, когда: выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены и декларируемые товары не изъяты и на них не наложен арест в соответствии с законами Республики Казахстан; возбуждено в отношении услугополучателя дело о банкротстве. |
10 |
Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме |
Адреса мест оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсах услугодателя - www.kgd.gov.kz, www.minfin.gov.kz. Услугополучатель имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме при условии наличия ЭЦП. Услугополучатель имеет возможность получения информации о порядке и статусе оказания государственной услуги в режиме удаленного доступа посредством «личного кабинета» на портале, Единого контакт-центра. Контактные телефоны Единого контакт-центра: 1414, 8-800-080-7777. |