Новый законопроект о защите прав потребителей разработан в Казахстане

Комитет по защите прав потребителей разработал проект закона «О защите прав потребителей», сообщает Zakon.kz.

Также разработана концепция к проекту закона.

Как отмечают разработчики документа, развитие рыночной экономики актуализирует проблемы защиты прав потребителей на рынке товаров, работ и услуг.

Вместе с тем потребители нуждаются в особом внимании государства в силу того, что в отличие от предпринимателей они не являются профессиональным участником рынка и без социальной, административной и правовой поддержки не могут в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов.

В документе приводится статистика, что только за первое полугодие 2021 года общественными объединениями защиты прав потребителей рассмотрено 6138 обращений, из которых 5261 разрешено в досудебном порядке. За этот период общественными объединениями возращено потребителям более 94 млн тенге.

Однако, отмечают в комитете, в деятельности такого эффективного спутника уполномоченного органа по защите прав потребителей есть свои вопросы. На сегодняшний день общественная система защиты прав потребителей включает в себя только общественные объединения потребителей, которые являются неправительственными организациями.

В Казахстане зарегистрировано 66 общественных объединений потребителей, из них фактически функционируют только 40. Сами общественные объединения потребителей показывают, что проблема финансирования их деятельности так и не нашла своего разрешения, что не позволяет им в должной мере реализовывать общественную защиту прав потребителей. Это приводит к нехватке и даже отсутствию квалифицированных кадров, слабому техническому и материальному оснащению, что ведет к отсутствию возможности оказания объединениями потребителей эффективной помощи потребителям. Концепция законопроекта

Как отмечается, механизмы защиты прав потребителей, касающиеся деятельности общественных объединений, подлежат концептуальной переоценке при существенной поддержке со стороны государства.

В целом, для решения существующих проблем в этой сфере предлагается:

  1. актуализация и совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей;

  2. совершенствование трехступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей;

  3. распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг, оказываемых субъектами предпринимательства.

  4. установление четкого правового регулирования продажи товара при дистанционном способе, включающего в себя:

Целями принятия законопроекта являются:

  1. институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет законодательного закрепления института Национальной ассоциации общественных объединений потребителей и института омбудсмена по защите прав потребителей;

  2. четкая регламентация алгоритма защиты прав потребителей;

  3. сокращение исков, поступающих в судебные органы, за счет усиления механизма до- и внесудебного урегулирования потребительских споров, но в то же время безусловная реализация конституционной возможности судебной защиты прав потребителей за счет уточнения такого механизма;

  4. установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг;

  5. формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;

  6. актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;

  7. повышение доверия населения к институтам государственной власти;

  8. повсеместное повышение правовой грамотности потребителей и их потребительской активности в случае нарушения их прав;

  9. более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей.

Полный текст документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 18 марта.

Открытые НПА МТИ РК Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: