Базовые принципы закона будут распространены на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг, оказываемых субъектами предпринимательства.
В частности, предлагается ввести институт омбудсмана по защите прав потребителей.
В законопроекте говорится о необходимости усовершенствовать действующий так называемый трехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей в двухступенчатый, сохранив возможность досудебного урегулирования споров исключительно между сторонами потребительского спора, с использованием при необходимости внесудебного порядка урегулирования споров с участием арбитража или медиации, а также соблюдения конституционного права гражданина на судебную защиту, не обязывая потребителя, чьи права нарушены, обращаться в государственный орган перед подачей иска в суд.
Также вводится норма по взысканию с ответчика штрафа с перечислением части от удовлетворенной суммы иска в процентном отношении на расчетный счет общественного объединения потребителей в случае подачи им иска в интересах потребителей и удовлетворения судом предъявленных им требований
Предлагается внести в Гражданский кодекс поправки о том, что запрещается деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция.
Кроме того, предусматривается, что монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Условия договора, ущемляющие права и законные интересы потребителей, ничтожны.
В Гражданский кодекс вносится правка в ст. 447. Теперь в ней говорится:
«Выставление товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в месте их продажи, в том числе на электронных торговых площадках, признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора купли-продажи, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи».
Вместе с тем предложение товара, указанное в его рекламе, каталогах, а также других описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц не в месте продажи товара, в том числе вне электронных торговых площадок, и не содержащих существенных условий договора купли-продажи, не признается публичной офертой.
Кроме того, вносятся поправки в законы «О транспорте в Республике Казахстан», «О туристской деятельности в Республике Казахстан», «О регулировании торговой деятельности», «О долевом участии в жилищном строительстве».
Проект закона размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 8 июля.