Проблема
Разговоры о необходимости принятия срочных мер против бесконтрольного распределения продуктов питания, приводящих то к дефициту, то к профициту последних, с усиленной громкостью зазвучали в 2020 году. Тогда Бахыт Султанов, уже бывший министр торговли и интеграции, заявил, что недостаток овощехранилищ в республике достиг показателя 70%, а в некоторых регионах и того больше – 90%. Результат предсказуем: ввиду несоблюдения элементарных условий хранения львиная доля продукции теряет товарные качества, так и не добравшись до столов конечных потребителей. Вспомнить хотя бы давний "кукурузный" скандал, когда тонны драгоценного сырья гнили под открытым небом в Алматинской области. Цены на золотые початки в тот период сильно упали, фермеры остались не у дел, а в придачу к безденежью получили дополнительную головную боль – чиновники делегировали им необходимость сбыта чрезмерно щедрого урожая.
Как же так? Об ограниченном количестве хранилищ мы уже сказали. Другая причина – слабые алгоритмы контроля и прогнозирования, благодаря которым аграрии, как слепые котята, возделывают урожай без учета реального спроса и впоследствии не могут сбыть его по достойной цене. Зато буйным цветом цветет перекупничество, и привычные продукты начинают больно бить по кошелькам населения.
Решение
Национальная товаропроводящая система задумывалась как надежная связка между государством, производителями продовольствия и бизнесом. "Мозг" умного механизма – единая цифровая сеть, обеспечивающая столь необходимые прогнозирование и контроль. Он руководит "организмом", состоящим из хранилищ и транспортной инфраструктуры поставок.
В качестве партнеров программы выступили крупные игроки рынка, например, всем известный Magnum.
Реализация
В мае 2021 года было анонсировано скорое строительство сети оптово-распределительных центров (ОРЦ). Однако, судя по всему, что-то пошло не по плану.
В июле 2022-го Министерство торговли сочло, что концепция Национальной товаропроводящей системы нуждается в пересмотре. Рассматривались альтернативные сценарии создания оптово-распределительных центров с привлечением заинтересованных инвесторов. Одной из причин задержки назвали изменившиеся условия финансирования проекта.
Наконец, в августе текущего года Минторговли вовсе отказалось от строительства 24 ОРЦ, признав идею неэффективной тратой денег. В ведомстве пояснили, что в связи с изменениями в феврале базовой ставки и стоимости заимствования, произошло удорожание проекта, что привело к необходимости пересмотра подходов реализации и уровня обязательств государства в рамках договора ГЧП. Было принято следующее решение: сократить количество создаваемых ОРЦ; отказаться от строительства ОРЦ Хранение; создать единую информационную систему для подключения действующих частных ОРЦ, оптовых рынков, овощехранилищ, производителей продовольственных товаров и СПК.
Меж тем от НТС в целом не отказались. Как сообщалось, работа по внедрению информационной системы и подключению к ней уже имеющихся ОРЦ, кооперативов и овощехранилищ идет.
"По итогам реализации данной модели ожидается увеличение объемов перевалки с 2,2 млн до 28,8 млн тонн в год и мощностей хранения с 160 тыс. до 1 753 тыс. тонн в год, а также обеспечит оперативное решение вопросов внутренних перетоков продукции между регионами, устранение избытка товара в одних и дефицита в других областях", - прокомментировали в министерстве.
Напомним, что ранее социально-экономический эффект амбициозного проекта оценивался в 800 млрд тенге за 14 лет – за счет увеличения производительности агропромышленного комплекса, сокращения потерь сельхозпродукции, выхода из тени субъектов экономики, роста налогов и создания новых рабочих мест.
Редакция Zakon.kz будет и дальше отслеживать путь уже успевшей подвергнуться изменениям программы.