Не исключено, что в 2012 году придется еще раз вносить поправки в бюджет
- Мажилис одобрил на минувшей неделе поправки в бюджет 2012 года, увеличив в абсолютных цифрах дефицит. Насколько это опасно для экономики страны и как планируется его финансировать?
- Дефицит увеличен в абсолютных цифрах, но удельный вес дефицита бюджета по отношению в ВВП - а именно это является важным показателем - не увеличен.
Покрытие дефицита бюджета не вызовет каких-то дополнительных проблем, потому что у нас Минфин выпускает ценные бумаги.
Предполагается только заимствование на внутреннем рынке, на внешние рынки за финансированием дефицита мы обращаться не планируем. Еще раз хочу подчеркнуть - уровень дефицита у нас далек от критического. Сейчас, вы видите, что в Еврозоне снизили допустимый дефицит бюджета, раньше он был 2,5% ВВП, сейчас 1,2%. Но это кризисные моменты. Мы, в принципе, сейчас идем в рамках не нового порядка Еврозоны, а старого. Это абсолютно не вызывает никаких беспокойств.
- На что предлагается потратить в бюджете дополнительные средства?
- Все основные деньги идут на социальную инфраструктуру. В первую очередь - это 11,7 миллиардов тенге на программу занятости, значительные деньги ушли на здравоохранение, на программу «Доступное жилье-2020», это почти 30 миллиардов тенге и на программу развития моногородов. Бюджет создает своего рода «антикризисную подушку безопасности». Он нацелен на сдерживание роста безработицы и укрепление нашей экономической независимости через строительство крупных инфраструктурных проектов, которые в свою очередь дают новые рабочие места.
- Почему, вместо того, чтобы увеличивать дефицит бюджета, вы не пошли на повышение налогов для решения вопросов социальной инфраструктуры?
- Я думаю, что на увеличение налогов общество бы не пошло. Сейчас этого нельзя делать. Стабильность налоговых ставок в такие в нестабильные времена в мировой экономике, это тоже профилактическая мера. Повышение налогов может привести к уходу от налогов, серым зарплатам. Поэтому мы сейчас никаких ставок пересматривать не будем. Кроме тех, которые мы в раках Единого экономического пространства должны привести в соответствие с достигнутыми договоренностями путем переговоров. О сроках мы сейчас не говорим, но это очень долгий процесс. Речь идет в основном о косвенных налогах, которые у нас ниже, чем в России, ниже, чем в Белоруссии. И этот процесс переговоров будет длительным, чтобы отстоять наши интерсы.
Другое дело, что мы сейчас бьемся по вопросу администрирования налогов. За счет того, что у нас администрирование недостаточно эффективное и корректное с позиции налогоплательщиков, то вот эти ставки в реализации выглядят не очень хорошо.
- В России сейчас уже внесен законопроект в Госдуму о налогах о роскоши. Будет ли у нас что-то подобное?
- У нас к этому уже давно идет. К 2013 году наконец-то решено показать декларацию не только по доходам, но и по расходам. Другое дело, что понимать, под роскошью? - Пока и Россия не пришла к единому критерию. Это вопрос, который должен очень хорошо быть проработан. Хотя я не исключаю такую возможность.
- Новый бюджет предусмотрел все изменения, которые в экономике случатся в этом году?
- Нет. Не исключены изменения, причем в любую сторону - как уменьшения, так и увеличения доходов бюджета. Этот кризис еще не кончился, вся беда этого кризиса, в том, что он долгий, он растянут. Большой остроты падения нет, он, как говорят, находится в «лодочном качании», но это же изматывает. И кризис этот не закончится до того периода, пока не будет найдена новая парадигма новой экономики. Пока мир не придет к тому, что в основе экономики все-таки должно лежать производство, а не финансовый сектор, что не деньги являются целью развития, а производство реального товара.
Я считаю, что в ближайшие 3-4 года о какой-то стабилизации и росте мировой экономики говорить не приходится. Мало того, что этот кризис в значительной мере носит спекулятивный характер, ведь никогда ранее не было так, что к кризису приводит котировка на бирже. Не то что произведено, не потребность и спрос, как должно было быть, а просто влияние вот этих спекулятивных моментов. Все это делает кризисы еще более неустойчивыми и непредсказуемыми.
- Мы сейчас, грубо говоря, залезли в Нацфонд, вы говорите о 3-4 годах нестабильности, хватит ли нам наших денег, чтобы пережить это «лодочное качание»?
- Да, мы берем деньги из Нацфонда, но и поступления туда идут, поскольку цены на сырье очень приличные. Но все зависит от того, как дальше пойдет. Да , мы сейчас делаем акцент на социальные обязательства, но дальше их наращивать нельзя. По пути популизма идти нельзя. Сейчас главное удержать инфляцию и сохранить на этом уровне регулярные социальные выплаты, чтобы они были достаточны.
- Есть ли у вас уверенность в исполнении откорректированного бюджета?
- Да вопрос не в исполнении и даже не в целевом израсходовании денег! Деньги расходовать мы умеем и даже научились целево. Вопрос же - в конечном результате. Та же программа занятости, та же индустриальная программа, те же «сто школ сто больниц», построим, а дальше что? Ведь конечный результат, в той же больнице - чтобы она была построена, хорошо оборудована, чтобы там были квалифицированные специалисты, которые бы решили проблему гарантированного обслуживания населения.
По программе занятости у меня очень много вопросов: ну можно всех обучить, вопрос чему, куда они пойдут и где будут работать. Можно всех перевезти из одного региона в другой, но вопрос - куда. Вот в Кызылорде на границе с Узбекистаном построили 36 домов и туда хотят перевести 58 семей. Зачем? Есть ли там для них работа? Ведь было сказано - привязать это к ФИИРу (программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана), а получилось, что программа занятости и ФИИР между собой плохо связаны.
Все программы должны быть взаимосвязаны, и должен быть один координирующий орган. Сейчас должно быть сделано все эффективно. Правильно говорит президент- надо, чтобы не экономика почувствовала бюджетные деньги, а народ.