Восстановление экономики Казахстана после кризиса идет впечатляющими темпами - заявление миссии МВФ
Следует отметить, говорится в сообщении, что база роста расширилась, поскольку высокие цены на сырьевые товары стимулировали активность в сфере транспорта и связи, а также внутренний спрос. В то же время замедление роста мировых цен на продовольствие и рекордно высокий урожай в сочетании с административными мерами по ограничению роста цен на топливо и основные продукты питания обусловили снижение инфляции до уровня ниже 5%.
Произошло дальнейшее укрепление внешних позиций: положительное сальдо счета текущих операций увеличилось до 7,75% ВВП, что является самым высоким показателем за последнее время. Средства нефтяного фонда и международные резервы Национального банка Республики Казахстан (НБК) в совокупности создают внешний буфер в объеме 80,5 млрд. долларов США, что эквивалентно 17 месяцам импорта.
После трех лет невысоких темпов роста теперь в связи с восстановлением внутреннего спроса банковский кредит экономике увеличивается на 15% в годовом исчислении при частичном финансировании за счет депозитов государственных компаний и целевых программ кредитования. Персонал МВФ прогнозирует на 2012 год уверенный рост на уровне 6 процентов, при этом продолжится восстановление активности в ненефтяном секторе и произойдет небольшое повышение инфляции с нынешнего уровня до 6-7%.
«Произошла адаптация налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики к восстановлению роста в экономике. В результате роста ненефтяных доходов, обусловленного улучшением собираемости налогов, а также небольшого снижения расходов в процентном отношении к ВВП, сократился ненефтяной дефицит бюджета, что является положительным моментом. В 2011 году трансферт из нефтяного фонда в бюджет был по-прежнему ограничен уровнем в 8 млрд. долларов США, а потребности Правительства в заимствованиях были полностью удовлетворены за счет внутреннего рынка. Основные денежно-кредитные показатели по-прежнему росли медленнее, чем номинальный ВВП, и с учетом ослабления инфляционного давления, НБК в начале 2012 года снизил базовую процентную ставку на 100 базисных пунктов, чтобы просигнализировать о переходе к более адаптивному курсу денежно-кредитной политики. Курс тенге начал проявлять признаки большей гибкости, при этом НБК осуществлял интервенции, как по покупке, так и по продаже иностранной валюты, чтобы избежать чрезмерных изменений курса в ту или иную сторону», - говорится в заявлении.
По мнению миссии МВФ, несмотря на высокие темпы экономического роста, банковский сектор все еще не полностью восстановился после произошедшего в 2007 году сильного шока. Объемы обязательств в иностранной валюте резко сократились, общий уровень ликвидности является более чем достаточным, а объемы резервов на покрытие возможных убытков по просроченным ссудам остаются относительно высокими.
Тем не менее, произошло дальнейшее увеличение доли неработающих кредитов в составе активов отечественных банков, а банк БТА после имевшего место в начале года дефолта приступил ко второй реструктуризации долга на основе переговоров с внешними кредиторами. Согласно отчетности банков, уровень достаточности капитала является высоким, однако начисленный, но не полученный процентный доход продолжает увеличиваться, что вызывает сомнения относительно возврата реструктурированных ссуд и указывает на возможную необходимость рекапитализации некоторых банков.
Надежды на то, что экономический рост и целевая государственная поддержка, предоставляемая столкнувшимся с проблемами заемщикам в строительной отрасли, сфере недвижимости и в секторе малых и средних предприятий, поможет улучшить качество кредитного портфеля, пока не оправдались, поскольку уровень экономической активности в строительстве и в сфере недвижимости (в секторах, где сосредоточена основная масса банковских кредитов) не растет. Кроме того, низкое качество активов усугубляет негативное отношение к риску и снижает степень готовности банков финансировать продуктивные проекты.
«Позитивная динамика цен на сырьевые товары определяет благоприятные перспективы развития экономики, хотя эти перспективы подвержены некоторым рискам. По прогнозам персонала МВФ, в среднесрочной перспективе темпы роста приблизятся к 6-6,5%, при этом инфляция будет сохраняться в целевом диапазоне от 6 до 8%. Продолжительный период замедленных темпов роста мировой экономики, особенно если это затронет Китай и Россию, является главным внешним фактором риска, поскольку это может отразиться на Казахстане через каналы торговли, финансов и инвестиций. Если в дополнение к этим событиям произойдет еще и падение цен на сырьевые товары, неблагоприятное воздействие на экономику и банковскую систему Казахстана окажется еще более значительным. Напротив, если мировые цены на нефть сохранятся на высоком уровне, это будет продолжать оказывать положительное влияние на экономику. В целом, при том, что прочная позиция Казахстана по чистым иностранным активам и его положительный опыт управления налогово-бюджетной сферой представляют собой критически важные амортизаторы, важным дополнением к имеющимся буферным запасам, защищающим экономику от возможного ухудшения внешних условий, явилось бы улучшение состояния банков», - говорится в заявлении.
«В этой связи оздоровление банковской системы остается ключевым приоритетом экономической политики в краткосрочной перспективе. Официальные органы приняли нормативные акты, направленные на ограничение рисков, с которыми сталкиваются банки, в том числе на основе сдерживания роста кредитования в иностранной валюте, повышения требований к минимальному размеру капитала, предъявления более высоких требований к качеству управления и к прозрачности, а также временного приостановления действия налоговых положений, затрудняющих списание безнадежных долгов. НБК предоставил банкам возможность создавать компании по управлению активами для работы с безнадежными долгами, а также создал централизованный фонд проблемных кредитов, хотя и ограниченного размера.
Этот новый механизм мог бы обеспечить более эффективное управление проблемными активами и залоговым обеспечением, но он представляет собой лишь частичное решение проблемы. В конечном счете, успешное урегулирование проблемных кредитов будет в решающей степени зависеть от желания банков принять реалистичную оценку активов и признать убытки, а также от готовности НБК обеспечивать соблюдение требований по надлежащему формированию резервов на покрытие возможных убытков по ссудам и по достаточной капитализации банков. Новый капитал должен, прежде всего, быть предоставлен имеющимися акционерами, а государственный сектор должен быть готов осуществить вливание средств для поддержки жизнеспособных банков. Кроме того, НБК как регулятору банков следует строго обеспечивать соблюдение действующих нормативных положений, воздерживаться от предоставления освобождений от их соблюдения и обеспечивать применение банками более передовой практики в области общего управления, подотчетности и управления рисками. Оперативное и окончательное решение проблемы с БТА является ключевым приоритетом для минимизации дальнейших рисков.
Официальные органы намерены проводить контрцикличную налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику. Это имеет важное значение для обеспечения макроэкономической стабильности и предполагает смягчение мер политики только в том случае, если темпы экономического роста в среднем на протяжении цикла окажутся ниже расчетного потенциала в 6-6,5 процентов. После двух лет очень сильного роста, прогнозируемое возвращение к потенциальным темпам роста требует продолжения бюджетной корректировки и тщательного контролирования темпов инфляции. Соответственно, планы официальных органов по реагированию на сохраняющуюся неопределенность в мире путем принятия расширительных мер политики следует рассматривать в качестве условных и зависящих от обстоятельств. Такой подход позволит избежать преждевременного или чрезмерного реагирования, которое привело бы к ненужному оживлению спроса и перегреву экономики. В то же время меры политики должны обеспечить безотлагательное осуществление необходимой корректировки в финансовом секторе. Ключевым инструментом, помогающим экономике адаптироваться к внешним шокам, должна будет стать гибкость обменного курса.
В будущем совершенствование системы среднесрочных параметров окажет положительное влияние на выработку макроэкономической политики. В целях повышения прозрачности использование нефтяных доходов, а также все планы по осуществлению расходов должны вписываться в четкие среднесрочные целевые показатели, направленные на постепенное сокращение ненефтяного дефицита до устойчивого уровня. Выполнению этой задачи будет способствовать полное включение нефтяного фонда в среднесрочные параметры бюджета. В то же время расширение налоговой базы и дальнейшее повышение собираемости налогов способствовало бы сокращению зависимости от нефтяных доходов. Учитывая большую роль, которую в экономике играют государственные предприятия, их операции важно учитывать в бюджетных параметрах в рамках консолидированного баланса для целей осуществляемого официальными органами бюджетного планирования и анализа ситуации в налогово-бюджетной сфере. В денежно-кредитной сфере важно укреплять пока еще слабый трансмиссионный механизм, постепенно сокращая масштабы использования административных мер контроля над инфляцией. Это потребует углубления финансовых рынков как в иностранной, так и в национальной валюте.
В среднесрочной перспективе официальные органы обоснованно уделяют внимание задаче диверсификации экономики. Успешная реализация стратегии диверсификации потребует дальнейшего повышения конкурентоспособности и совершенствования предпринимательской среды. Произошедшие в последнее время положительные изменения следует подкрепить дополнительными шагами по совершенствованию управления и повышению качества институтов. Это обеспечит возможности для более широкого участия частного сектора, особенно в областях деятельности, не связанных с нефтью. Планы официальных органов по направлению части аккумулированных в нефтяном фонде ресурсов на финансирование среднесрочных продуктивных инвестиций в ненефтяной сектор согласуются с целями использования нефтяного богатства на благо всей экономики в целом и содействия всеобъемлющему росту, обеспечивающему создание рабочих мест. Эти шаги наряду со снижением торговых барьеров (в координации с другими членами таможенного союза) и дальнейшей интеграцией Казахстана в мировую экономку будут способствовать полномасштабной реализации значительного экономического потенциала страны», - говорится в заявлении миссии МВФ.