В Казахстане происходит целенаправленное сокращение административных барьеров
Если говорить о развитии налогового законодательства, то можно отметить его планомерное совершенствование. От ряда законов и нормативно-правовых актов до Кодекса прямого действия, от объемных бумажных отчетов до минимальных электронных - это тот путь, который Казахстан прошел в самые короткие сроки за историю развития налоговых систем мира.
На первоначальном этапе перестройки в такой важной для государства сфере, как налоги, Казахстаном был принят новый Налоговый кодекс, который в 2009 году претерпел незаметную для обывателей, но важную на долгие десятилетия и будущих поколений реформу - это отказ от стабилизации контрактов на недропользование. В результате Казахстан перешел в категорию стран, с которыми нужно вести открытый диалог, а не диктовать условия ведения бизнеса с точки зрения иностранных правовых систем. Вторым главным решенным вопросом можно считать либерализацию использования инвестиционных преференций, и третьим - максимальное приведение Налогового кодекса к законодательному акту прямого действия.
Вторым этапом является реформирование системы применения налогового законодательства или налогового администрирования.
Такая задача была поставлена перед Министерством финансов Главой государства в послании народу Казахстана. Цель - улучшить налоговое администрирование, обеспечив повышение качества государственных услуг, упрощение административных процедур.
Для реализации поставленной задачи нами были выбраны внешние ориентиры и индикаторы. Перед налоговыми органами стояла сложная задача упростить предпринимателям отчетность и взаимоотношения, в то же время не потерять контроль и не дать возможности «плохим» предпринимателям развить бурную деятельность.
На мой взгляд, мы достигли определенных успехов, о чем свидетельствуют итоги рейтинга Всемирного банка «Doing Business-2012» по индикатору «Налогообложение». Казахстан занимает 13-е место среди 183 стран мира, по данному индикатору нас опережает Швейцария (12-е место).
При этом по результатам этого года отмечается значительное улучшение такого показателя, как «время, необходимое налогоплательщикам для выполнения своих обязательств», который непосредственно отражает уровень налогового администрирования. На протяжении пяти последних лет данный показатель составлял 271 час/год, в этом году - 188 часов. На улучшение данного показателя повлияла совместная работа Налогового комитета с бизнес-сообществами по упрощению и совершенствованию форм налоговой отчетности на 30% путем исключения отдельных приложений к декларациям и расчетам, сокращения информации в формах налоговой отчетности, которые носили косвенно-информационный характер.
В стратегии налоговых органов на 2011-2014 годы обозначено 3 приоритетных направления:
- обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы;
- обеспечение полноты поступления налогов;
- построение высокоэффективной налоговой службы.
Исследования показывают, что примерно 80% налогоплательщиков готовы платить налоги добровольно, а если и не уплачивают, то из-за незнания законодательства, и только 20% налогоплательщиков сознательно уклоняются от уплаты налогов. Увеличение эффективности в использовании трудовых и материальных ресурсов налоговых органов при сборе налогов и обслуживании налогоплательщиков - основная цель проведения реформ.
Налоговым комитетом Министерства финансов проводится работа по устранению административных барьеров и повышению качества оказываемых государственных услуг.
Начиная с 2007 года ежегодно работу налоговых органов в части оказания налоговых услуг оценивают независимые социологические организации. Результаты исследования позволяют установить приоритеты в работе налоговой службы как по отдельным регионам Казахстана, так и по отдельным услугам. Для достижения намеченных показателей разрабатывается и утверждается план мероприятий по улучшению качества налоговых услуг на предстоящий год, а также целевые показатели удовлетворенности налогоплательщиков вопросами качества. Данная работа реализуется в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом.
Благодаря принятым мерам по результатам 2011 года уровень удовлетворенности налогоплательщиков качеством оказываемых налоговых услуг для субъектов предпринимательства составил 86%, для населения - 84,3%, для сравнения: в 2007 году он составлял 41,6% для субъектов предпринимательства, 51,3% - для населения.
В части совершенствования налоговых услуг реализованы следующие мероприятия:
- в реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, включено 35 услуг налоговых органов;
- в электронном виде налоговыми органами оказываются 14 услуг;
- в рамках исполнения поручения Главы государства проведена работа по упрощению и совершенствованию форм налоговой отчетности. Количество сокращенных форм и приложений составило 30%.
Учитывая, что приоритетным направлением в развитии «электронного правительства» является необходимость размещения всех услуг в единой точке доступа, налоговые органы будут выводить свои услуги на портал «электронного правительства» (регистрация ИП, выдача патента, представление заявлений и др.). По результатам 2012 года поставлена задача по дальнейшему сокращению форм налоговой отчетности как минимум еще на 30%. Необходимо отметить, что процесс оптимизации форм налоговой отчетности проводится параллельно с процессом расширения взаимодействия с уполномоченными государственными органами по обмену информацией.
В целях повышения налоговой грамотности населения и разъяснения налогового законодательства, а также в связи с введением всеобщего декларирования доходов возрастает необходимость создания современного Call-центра налоговых органов и развития электронных сервисов, а также создание центров обработки данных налоговых органов и представляемых деклараций.
С момента внесения изменений и дополнений в закон о частном предпринимательстве и принятия закона о контроле и надзоре отбор налогоплательщиков на проведение плановых проверок проводится на основе критериев оценки степени рисков. Применяемая система управления рисками позволила сократить количество плановых проверок при увеличении их эффективности.
Доля внеплановых проверок по инициативе органов финансовой полиции и органов прокуратуры незначительна. Но вместе с тем в настоящее время проводится совместная работа по дальнейшему сокращению таких проверок посредством внедрения соответствующих критериев системы управления рисками. Основную долю (85%) составляют внеплановые налоговые проверки по заявлениям самих налогоплательщиков в связи с их ликвидацией.
Совместно со Всемирным банком рассматривается вопрос по упрощенной ликвидации плательщиков НДС, не попадающих в рисковую зону. Также планируется совершенствовать методы и формы оценки рисков, механизм возврата НДС, расширять возможности камерального контроля, внедрять компьютеризированную систему аудита.
Все планируемые меры позволят сократить процесс контроля, снизить количество жалоб и минимизировать коррупционные проявления, стимулировать рост количества добросовестных налогоплательщиков, а также сократить количество внеплановых проверок.
На основе анализа в целях снижения административных барьеров налоговыми органами в нормативно-правовые акты подготовлены соответствующие изменения в части упрощения процедур:
1) в случае совершения административного правонарушения впервые к лицу будет применяться такая мера взыскания, как «предупреждение»;
2) при признании лицом факта совершения правонарушения и согласии уплатить штраф протокол об административном правонарушении не составляется, а выдается квитанция для оплаты административного штрафа;
3) исключение «должностных лиц» из субъектов административной ответственности.
Одним из рычагов снижения административных барьеров является представление налоговой отчетности в электронном виде.
Представление отчетности в электронном виде имеет ряд преимуществ:
- налоговую отчетность можно представлять в любое время суток при наличии Интернета (дома, в кафе, в любой точке мира);
- отсутствует прямой контакт с работниками налогового органа;
- гарантия защиты информации от несанкционированного доступа;
- доступ налогоплательщика к своим данным и лицевым счетам с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет;
- отсутствие необходимости простаивания в очередях.
Материально-техническая база налоговых органов в республике ввиду внедрения более совершенных и улучшенных программных обеспечений была улучшена.
Так, в 2009 году была произведена замена устаревшего компьютерного оборудования на новое, позволяющее по своим техническим характеристикам ускорить процессы качественного оказания государственных услуг.
Кроме того, проводится работа по совершенствованию информационной системы «Ведомственные кадры», где планируется формирование информации «досье» сотрудника по выявленным нарушениям, что в целом позволит принять объективное решение при формировании кадрового резерва и соответственно при продвижении по службе.
Кроме того, в случае если налогоплательщики столкнулись с действием или бездействием сотрудников налоговых органов, повлекшими нарушения их прав как налогоплательщиков, то они вправе их обжаловать.
Процедура обжалования достаточно простая, для этого необходимо:
- позвонить по телефону доверия или написать на блог министра, председателя НК МФ РК;
- заполнить бланк жалобы на действие (бездействие) работников центра и оставить его в ящике жалоб и предложений;
- осуществить запись в книге жалоб и предложений.
Ни одна жалоба и (или) предложение налогоплательщиков не останется без внимания, по ним проводится анализ для улучшения деятельности работы налоговых органов, для повышения качества налоговых услуг, для создания оптимальных условий для налогоплательщика.
Сегодня налоговые органы продолжают работу по развитию электронного взаимодействия с налогоплательщиками, разрабатывая новые способы взаимодействия и совершенствуя уже имеющиеся. Хотелось бы отметить, что все новые информационные технологии направлены на улучшение взаимосвязи между налогоплательщиками и налоговыми службами, а также на повышение качества предоставления государственных услуг.
Третьим и завершающим этапом перестройки налоговой системы Казахстана станет крупномасштабная внутренняя реформа Налогового комитета, которая затронет все вопросы деятельности комитета.
Результатом реформы налоговой системы станет создание совершенно новых условий для ведения бизнеса в Казахстане, что в свою очередь даст новый импульс к развитию предпринимательства в нашей стране, тем самым обеспечивая поручение Главы государства по развитию предпринимательства.
Даулет ЕРГОЖИН, вице-министр финансов Республики Казахстан