Что даст Казахстану членство в ВТО, ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП?

О преимуществах вступления Казахстана в ВТО, о дальнейшей интеграции в рамках ТС и ЕЭП рассказал заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук С. Афонцев

Что даст Казахстану членство в ВТО, ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП?

 

О преимуществах вступления Казахстана в ВТО, о дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства в интервью BNews.kz рассказал доктор экономических наук, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Сергей Афонцев.

- Какие ключевые преимущества, на ваш взгляд, получит Казахстан от вступлению в ВТО?

- Здесь существует группа преимуществ. Во-первых, появится возможность использовать механизмы решения споров со странами, которые покупают казахстанскую продукцию. В среднесрочной перспективе вступление может быть особенно актуально для казахстанской металлургии, если будут предприняты эффективные шаги по повышению конкурентоспособности и выходу продукции на европейские рынки. Российские металлурги, которые очень активно поддерживали вступление в ВТО, уже видят результат. Соответственно для казахстанской металлургии это может быть актуально.

Во-вторых, членство в ВТО обусловит достаточно существенный рост конкурентоспособности и повышение качества подготовки национальных кадров. В первую очередь это коснется тех, кто будет вести работу с различными службами в рамках ВТО.

Наряду с этим есть и фактор, который будет работать в долгосрочной перспективе. Он связан с использованием системы норм ВТО как основы для регулирования внешней торговли страны. Это тот фактор, который в российском случае очень важен для иностранных инвесторов. Многие инвесторы, в том числе европейские, называют его одним из ключевых преимуществ вступления России в ВТО. Многие страны поддержали вступление России в ВТО, собираясь выйти на ее рынки, зная при этом, что ее видение основывается на тех же принципах, что и экономическое регулирование внешней торговли в развитых странах.

Стоит учитывать и то, что вступление Казахстана в ВТО проходит в рамках, заданных Таможенным союзом и Единым экономическим пространством. Соответственно переговоры Казахстана с ВТО могут послужить дополнительным импульсом дальнейшей коррекции единого таможенного тарифа в сторону большей его либерализации и адаптации применительно к интересам Казахстана.

- Как повлияет присоединение Казахстана к ВТО на торговый оборот нашими странами?

- Присоединение вашей страны к ВТО на товарооборот между Россией и Казахстаном повлияет, скорее всего, мало, поскольку вся торговля либерализована, правовые нормы уже заложены в рамках соглашений по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Весь путь присоединения Казахстана к ВТО будет связан со взаимодействием Казахстана с Европейскими союзом и Китаем, что, кстати, вполне отвечает интересам Казахстана, поскольку на эти страны приходится значительная часть торгового оборота, особенно экспорта.

Если Казахстан будет развиваться в сторону цепочки добавленной стоимости и производства готовой продукции, то с каждым годом сотрудничество будет только расти.

- Как побороться с проблемами и трудностями выхода на рынок развитых стран, связанными с высокими таможенно-тарифными санкциями?

- Всем было трудно. Говоря о присоединении России к ВТО, можно отметить, что для нее одним из ключевых позитивных факторов стало установление более устойчивого инвестиционного климата и единых норм регулирования с развитыми странами.

Конечно, существует множество рисков со стороны компаний, которые сетуют на то, что их скупают иностранцы. Аргументы тут просты: если не хотите, чтобы вас купили, модернизируйте производство, выпускайте конкурентоспособную продукцию. Если же вы не можете, придут те, кто это умеет делать.

Безусловным является тот факт, что нужно создать максимальные условия, чтобы национальные компании могли развивать производство.

В Казахстане с этим лучше, чем в России. И я считаю, что во всех предприятиях, где действительно нужна серьезная модернизация и коренное обновление технологий, нужны значительные вложения, на которые казахстанские компании не имеют средств. В перспективе следует искать зарубежных партнеров, заключать инвестиционные договора.

- Какие льготы следует предусмотреть для отечественных предпринимателей, чтобы легче зайти на мировой рынок в рамках ВТО?

- С льготами у вас лучше, чем у нас. Но здесь тоже нельзя перегибать палку, льготы должны работать там, где, условно говоря, совсем тяжелая ситуация.

Допустим, там, где производство нужно строить с нуля, стоит создать благоприятный климат по неизменению режима налогообложения.

В городах и предприятиях, оставшихся от советского прошлого, конечно, нужны будут льготы, которые могут быть отображены на уровне конкретных инвестиционных проектов. Заинтересованная компания, готовая вложить средства в строительство какого-нибудь завода, при согласовании параметров инвестиционного соглашения в определенных местах будет требовать льгот. К примеру, средства на один только демонтаж того, что понастроили в советское время, требуются колоссальные.

Как правило, в наших постсоветских странах сначала надо найти инвестора, выяснить, что он может сделать с конкретным заводом или площадкой, после чего можно приступить к совместной ее подготовке.

- Насколько успешно смогут взаимодействовать ВТО и ТС?

- В мире множество таможенных союзов, которые созданы между странами-членами ВТО. Здесь проблем никаких нет.

Проблемы могут возникнуть в случае использования механизмов Таможенного союза в качестве протекционистской альтернативы процессам либерализации присоединения к ВТО. И в России, и в Казахстане во многом обоснованы опасения по поводу того, что Таможенный союз является неким способом защиты рынков для компаний стран-членов.

Учитывая, что данный риск не нужен ни Казахстану, ни России, за исключением отдельных заинтересованных групп на ее территории, следует провести совместную работу по его минимизированию. После присоединения Казахстана к ВТО появится мощный рычаг давления в пользу ликвидации протекционистских норм из единого таможенного тарифа.

- По совместному заявлению Глав государств финальная стадия образования ЕврАзЭС запланирована на 2015 год. На сегодня же имеется множество спорных вопросов. На ваш взгляд, какие основные моменты следует отработать до этого времени? Каковы шансы все завершить в указанный срок?

- На сегодня в ЕЭП существует множество приемов торговли, и это хорошо. Сейчас ключевые моменты в рамках Единого экономического пространства переносятся на другие сферы. В первую очередь это инвестиционная политика.

Здесь необходима радикальная либерализация взаимной торговли в рамках ЕЭП и радикальная защита прав инвесторов. В этой сфере в настоящее время не делается практически ничего.

У российских компаний, пытавшихся войти на белорусский рынок, мягко говоря, ничего не получилось. Как можно говорить об едином экономическом пространстве, если у нас будут закрыты рынки для инвестиций?

Значительным фактором является создание условий для свободного движения инвестиций и торговых потоков. Чем общий рынок отличается от Таможенного союза? Тем, что на общем рынке еще и свободное движение капиталов и рабочей силы. Соответственно, если нет этой свободы, то и самого единого рынка и пространства не так много.

Второй существенный момент - гармонизация технического регулирования и технических стандартов. Здесь, конечно, была колоссальная надежда на равнение России и Беларуси на Казахстан, который уже начал адаптировать европейские технические стандарты, и на то, что работа в данном направлении будет закончена в течение считанных лет.

Однако на сегодня она просто остановилась. Дальнейшей гармонизации технических стандартов мы не видим, тем более, их приближения к европейским.

Более того, возникают попытки использовать разницу в технических стандартах как механизм защиты рынков. Вместо гармонизации стандартов с европейскими и поиска их инвесторов, что будет выгодно не только Казахстану, но и России, мы всячески тормозим этот процесс в надежде на сдерживание импорта.

Данная тенденция является опасной, здесь есть в чем объединить свои усилия казахстанским и российским экспертам и предпринимателям, в том числе для лоббирования дальнейшей гармонизации на основе европейских стандартов, а не на основе того, что будет придумано снова непонятно кому и для чего.

В плане технологического сотрудничества и инвестиционного сотрудничества, нам следует двигаться семимильными шагами, если к 2015 году мы хотим все завершить.

- Всем известен немного печальный опыт еврозоны, в том числе ситуация с единой валютой. Стоит ли учреждать таковую для стран постсоветского пространства и не приведет ли это к кризису, с которым столкнулись страны ЕС?

- Те проблемы, которые сейчас наблюдаются в Европе, связаны с единым экономическим валютным союзом, то есть с объединением отдельных функций макроэкономической политики и с введением единой валюты.

И здесь, с учетом того, что структура экономик наших стран разная, вызовы, которые стоят перед государствами, и политические приоритеты также различны, введение единой валюты и даже объединение каких-то аспектов макроэкономической политики может быть крайне проблематично. И опыт Европы, безусловно, дает нам предостережение от поспешных шагов. В данном случае на сегодня больше вопросов, чем ответов.

То, что касается Единого экономического пространства, то тут более ясно, где выгоды. Риски носят умеренный характер, чего нельзя сказать о Евразийском союзе.

Однако можно говорить об использовании рубля в качестве региональной валюты для взаимных платежей. Это положительно скажется при отсутствии резких колебаний курса, а также приведет к экономии средств с точки зрения конвертации валют, неустойчивости курсов и так далее.

Если же говорить о замене российским рублем национальных валют Беларуси и Казахстана, то в макроэкономическом плане для этого нет никаких предпосылок. Не говоря уже о политических моментах, связанных с объективным контролем за экономическими процессами в стране со стороны руководства других стран-членов.

- У многих складывается впечатление, что ЕврАзЭС станет неким аналогом Советскому Союзу. Как разъяснить населению главные отличия и преимущества интеграции в рамках евразийского пространства?

- Это вопрос двух частей. Как обозначить людям выгоды того, что строится сейчас, достаточно понятно: создается единый рынок, на котором действуют как общие правила регулирования торговли и инвестиций, так и правила технического регулирования, что в свою очередь автоматически открывает рынки России и Беларуси для казахстанской продукции. Вместе с тем это означает, что рынки будут доступны не только той продукции, которая производится сейчас, но и той, которая будет произведена иностранными компаниями, планирующим открывать бизнес в Казахстане, и следует учесть, если страна присоединится к ВТО, то количество этих компаний значительно увеличится.

Интеграция стран не только откроет дополнительные рынки сбыта для казахстанской продукции, но и большие возможности для привлечения инвестиций через казахстанские предприятия и повышения их технологического уровня. Появятся возможности для обслуживания потребителей от Владивостока до Минска без всяких проблем, особенно после совершенствования транспортной системы.

Плюс, конечно, перспективы использования территории Казахстана для транзита китайской продукции через Хоргос, и соответственно получение транзитных доходов.

В случае с прошлой отрицательной реакцией европейцев на Таможенный союз и их распространенное мнение о создании протекционистская крепости была проведена разъяснительная работа, показаны примеры, прошли переговоры с чиновниками. Точно также можно поступить в целях разъяснения гражданам стран-членов.

В настоящее время создает большую неопределенность то, что будет дальше. Говоря о планах Европейского экономического союза, у многих возникают вопросы, связанные с единой валютой, единой макроэкономической политикой, гармонизацией налогов. При этом чувствуется напряжение от финансового долга Европейского союза. Многие действительно думают, что мы вернемся в Советский Союз, поскольку мало кто знает, что такое Евразийский союз и на что он будет основан.

Я исхожу из следующего: сейчас существует проект под названием Единое экономическое пространство. Выгод от него больше, чем издержек. Мы можем двигаться к созданию Евразийского союза, учитывая те факторы, которые приносят нам выгоду, в частности инвестиции и техрегулирование. Если мы это сделаем, это послужит на пользу и нам, и вам.

Что касается отдаленных проектов, посмотрим, чем они будут наполняться, и уже потом будем говорить по существу, чего сейчас пока сделать не представляется возможным.

Сабина СЕКСЕМБАЕВА

Таможенный союз Беларусь Казахстан Китай Минск
Следите за новостями zakon.kz в: