Размещение средств институтов развития в размере 45 миллиардов тенге в казахстанских коммерческих банках будут иметь в ближайшее время положительный экономический эффект. Так позитивно расценило экспертное сообщество намерение главы НУХ «Байтерек» К. В. Бишимбаева.
Аскар ЕЛЕМЕСОВ, председатель комитета финансового сектора президиума Национальной палаты предпринимателей РК:
Во-первых, предлагаемые меры поддержки банковского сектора в принципе направлены на улучшение доступа банков к фондированию, что по логике должно увеличить выдачу кредитов.
Не секрет, что в последние годы основным источником привлечения для наших банков стали депозиты, в первую очередь населения. Альтернативные варианты, то есть привлечение средств от международных институциональных инвесторов и через внутренний фондовый рынок, больших перспектив не сулят. Рынок ценных бумаг в стране находится в состоянии стагнации,
а при текущем уровне неработающих кредитов (36,7% на конец 2012 года по данным КФН Нацбанка РК) не так много инвесторов, желающих предоставить финансовые ресурсы казахстанским банкам по приемлемым ставкам.
Другой вопрос, что в данный момент депозиты юридических лиц, порядка 38 млрд долларов США, составляют приблизительно 60% от всех депозитов. Это 45% от общего объема обязательств банков второго уровня (которые находятся на уровне 85 млрд долларов). Первоначальные 45 миллиардов тенге увеличат общий объем депозитов юридических лиц всего на 0,7%. При этом непременным является условие, что эти средства в данный момент еще не находятся в казахстанских коммерческих банках. Поэтому хочется верить, что инициатива НУХ «Байтерек» — это системное решение и один из первых шагов государственных компаний в данном направлении. Казахстан, как суверенное государство, располагает значительными накоплениями, и их частичное использование по примеру «Байтерека» может действительно помочь улучшить ситуацию в банковском секторе. В данный момент (и это, правда, не только для Казахстана, так работает весь мир) коммерческие банки являются крупнейшим и наиболее реальным источником кредитов для малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, как следует из интервью, депозиты будут размещаться преимущественно в тенге. Это также принципиально верное решение, так как по логике это должно привести к увеличению кредитования именно в национальной валюте. Не секрет, что для малых и средних предприятий в нашей стране, доходы которых формируются практически полностью в тенге, брать валютные кредиты может быть неоправданным риском. При этом банки достаточно сильно ограничены в возможности заимствовать на рынке в долларах или евро и при этом выдавать кредиты в тенге. Ведь при этом они точно так же могут оказаться в ситуации, когда разрыв между полученными ими от отечественных предприятий процентными платежами в тенге и необходимостью обслуживать свои обязательства в иностранных валютах может нанести ущерб их прибыльности.
В- третьих, радует сам факт того, что принято решение направить средства в экономику через уже работающие частные коммерческие финансовые институты. К сожалению, очень часто в разных странах мира после последнего финансового кризиса преобладает логика, при которой для помощи национальным экономикам при любом удобном случае создаются специальные государственные компании и программы. Ни в коем случае не пытаясь оспорить данную логику (у нее есть свои плюсы, и в любом случае хозяин денег сам волен решать, какой механизм их использования выбирать), все же хочу заметить, что такой путь зачастую намного дольше по времени и дороже, нежели работа через сложившуюся банковскую систему.
Для примера, давайте представим себе, что надо оросить поле, на котором уже есть густая сеть канав и арыков. Поле — это и есть экономика, а существующие банки с их разветвленной филиальной сетью и тысячами отделений — это та самая оросительная система. Кто-то направляет деньги в экономику, используя банки, как если бы наполнял водой уже проложенную сеть канав и труб. Другие люди предпочитают строить новые арыки и водоводы, в обход уже имеющихся каналов распределения. Если участок уже страдает от засухи, то какая-то часть урожая погибнет, не дождавшись окончания строительства новой оросительной системы. Поэтому подход, выбранный руководством холдинга «Байтерек», можно охарактеризовать как эффективный и рыночный.
При этом нельзя забывать и о том, что мировая (и казахстанская) банковская система переживает не лучшие времена. К сожалению, в последние годы чрезмерно рискованное поведение банкиров (кредитование, игра с производными инструментами), за которое пришлось расплачиваться обществу в целом, стало настолько широко распространенным, что встает вопрос — такое поведение — это правило, или исключение? Многие бизнесмены прямо поднимают вопрос о том, что если государство предоставляет помощь банковскому сектору, то и банки в свою очередь должны улучшать кредитование экономики в целом. Неприемлемым с точки зрения общественной морали явился бы вариант, при котором полученные деньги пошли бы в основном в проекты, связанные с руководителями и владельцами банков, какова бы ни была их эффективность. Будем надеяться, что наше общество хорошо усвоило уроки последнего финансового кризиса, и инициатива холдинга «Байтерек» положит начало ряду действенных шагов государства и банковской отрасли, направленных на улучшение делового климата в Казахстане.