О доходах по итогам 11 месяцев 2013 года доходы республиканского бюджета исполнены на 101,8%, в том числе налоговые поступления - 101,3%
Средства Национального фонда по состоянию на 01 октября 2013 года составили 11 627,3 млрд. тенге.
О расходах
Объем расходов уточненного республиканского бюджета на 2013 год (без учета расходов по погашению займов) составил 6 033,3 млрд.тенге. По состоянию на 1 декабря 2013 года обязательства приняты на сумму 5 493,4 млрд.тенге, или 95,5% к плану на отчетный период в сумме 5 752,9 млрд.тенге. На 1 декабря остались не освоены средства в сумме 190,2 млрд. тенге. С учетом оставшихся до конца года нескольких дней, сумма неосвоенных средств не превысит 30 млрд. тенге. Ожидаемое освоение на уровне 99,5% передает Minfin.gov.kz.
О государственном долге
В сентябре 2013 года опубликованы очередные итоги рейтинга «Глобальный индекс конкурентоспособности 2013-2014» Всемирного экономического форума по итогам 2012 года. Так, из 114 показателей в рейтинге показатель «государственный долг» получил высокую оценку (14 место).
По состоянию на 01.10.2013 госдолг (без учета взаимных требований) составил 4 074,4 млрд. тенге (26,5 млрд. долл. США) или 11,9% ВВП.
Долг по государственным гарантиям и поручительствам составил 121,2 млрд. тенге (0,8 млрд. долл. США).
По итогам 9-ти месяцев 2013 г. уровень правительственного долга и потоки по его обслуживанию и погашению находятся в допустимых и безопасных пределах. По отношению к ВВП долг Правительства составил 11,8%. Долговая нагрузка на бюджет (отношение расходов на погашение и обслуживание долга к доходам бюджета) находится на приемлемом уровне, которая сложилась за 9 месяцев т.г. на уровне 9,7%, а в 2012г. - 8,5% (лимит = 15%).
О государственных закупках
На 24 декабря объем государственных закупок составил 963, 1 млрд. тенге.
Условная экономия составила 46,9 млрд. тенге или 4,6%.
Доля электронных государственных закупок в объеме всех государственных закупок - 60,5%.
По итогам 10 месяцев текущего года местное содержание в государственных закупках по товарам, работам и услугам составило 478,9 млрд. тенге или 68,6%. При этом местное содержание:
по товарам 85,5 млрд. тенге или 40,1%;
работам 164,2 млрд. тенге или 81,8 %;
услугам 229,1 млрд. тенге или 80,8 %
О либерализации налогового и таможенного администрирования.
Перед Министерством финансов поставлены задачи по упрощению налогового и таможенного администрирования, развитию безналичного расчета, введению электронного таможенного декларирования, выявлению признаков ложного и преднамеренного банкротства, внедрению всеобщего декларирования имущества и доходов. Как следствие, решение указанных задач позволит снизить долю теневой экономики.
1. На сегодня в Реестр государственных услуг включен 31 вид налоговых и 11 таможенных услуг. По 22 налоговым и по 3 таможенным услугам реализована возможность их получения в электронном виде;
2. Повсеместно реализована автоматизированная услуга по онлайн регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и выдачи патента;
3. Отменена обязанность налогоплательщиков по представлению справки об отсутствии задолженности в органы юстиции и миграции путем реализации электронного обмена;
4. Проведена оптимизация форм отчетности в 2012 году на 30%;
5. С 1 января текущего года введена мера как «предупреждение», вместо штрафа за нарушение, совершенное впервые;
6. С 2013 года применяется упрощенная процедура ликвидации юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, без проведения налоговых проверок. Данный порядок с 2009 года введен для индивидуальных предпринимателей;
7. Внедрение СУР позволило сократить количество плановых проверок и повысить их результативность. В рамках пилотного Проекта по централизации аудита количество проверок в среднем сократилось на 60%, а рост доначисленных налогов увеличился до 6 раз;
8. с 1 января 2013 года начат проект по осуществлению безбумажного электронного декларирования в отношении товаров, оформляемых на экспорт. С начала следующего года проект вступает в стадию реализации на всей территории Казахстана. С декабря текущего года запущен проект по электронному декларированию для таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления»;
9. Разработана концепция по переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенного оформления товаров на этап после их выпуска. Контроль на этапе таможенного оформления будет осуществляться только на основе применения системы управления рисками. Это означает, что будет значительно упрощена процедура таможенного оформления;
10. Больше года назад внедрена процедура предварительного информирования о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Это позволило повысить пропускную способность пунктов пропуска на границе, сократить время осуществления таможенных операций за счет выбора объектов контроля еще до прибытия товаров и транспорта в пункты пропуска;
11. Разработан законопроект по вопросу передачи таможенным органам функций ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска. Это позволит существенно сократить количество контролирующих органов, а также разрешительных документов, требуемых в пунктах пропуска на границе. На границе останутся только таможенные органы и пограничная служба КНБ.
Проблема теневой экономики актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Экономическая, правовая, социальная, а в некоторых случаях политическая нестабильность на территории государств СНГ повлекла за собой активный отток капитала за рубеж. Теневая экономика существует практически во всех странах, в том числе и в Республике Казахстан. Ее доля по некоторым данным достигает до 20 % объема ВВП.
В целях снижения размеров теневой экономики:
с 1 июля 2014 года будут внедрены электронные счета фактуры, что позволит оперативно на ранней стадии выявлять сделки с лжепредпринимателями - контрагентами. Ввод электронных счетов-фактур имеет ряд преимуществ для добросовестных налогоплательщиков. По предварительным расчетам экономия для бизнеса ежегодно составит более 5 млрд. тенге.
проводится работа по переходу к декларированию доходов и имущества физических лиц. Основная задача всеобщего декларирования борьба с теневой экономикой и упорядочивание системы налогообложения. В странах, после внедрения декларирования доходов и имущества резко возросла налоговая культура граждан, снизилась коррупция, сократился теневой оборот;
в 2012 году внесены изменения в законодательство, устанавливающие пороговую сумму наличного расчета между юридическим лицами, это - 1 000 МРП (ранее 4 000 МРП);
введены ограничения по внесению в зачет суммы НДС, если оплата осуществлялась за наличный расчет;
введено обязательное применение POS-терминалов с 1 января 2013 года для отдельных видов деятельности (оптово-розничная торговля, услуги гостиниц и др.). Преимущество в том, что все транзакции, осуществляемые через POS-терминалы, отражаются на банковском счета налогоплательщика;
в рамках взаимодействия Налогового и Таможенного комитетов ведется работа по объединению лицевых счетов участников ВЭД и налогоплательщиков. Таким образом, все процессы налогового и таможенного администрирования будут осуществляться из одной точки - единого лицевого счета налогоплательщика, что позволит обеспечить оперативность принятия решений, проведение аналитической работы и возможно выявления резервов дополнительных поступлений в бюджет