"Время такое, худое, мы не ожидаем какого-то роста прибыли в этом году. Наш главный сегодня запас – это, прежде всего, более эффективный бизнес и сокращение расходов", – пояснил он журналистам в кулуарах форума. Правда, озвученная цифра касается лишь названных подразделений, а не группы в целом, подчеркнул Костин. Однако, это лишь пока. На будущий год запланировано "переформатирование управления" и консолидация функций в рамках группы. "За счет этого тоже можно сокращать людей, если мы консолидируем ряд функций группы в одном месте", – отметил глава ВТБ. Но кто знает, не захочет ли руководство форсировать выполнения данных задач в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране.
В тот же день АвтоВАЗ распространил сообщение о том, что в 2014 г. численность его персонала уменьшится на 7,5 тысячи (это примерно 10% от общего числа сотрудников). Из них 2,5 тысячи – руководители и другие "белые воротнички", остальные 5 тысяч – рабочие. Впрочем, и тут говорят не о сокращениях как таковых, а об оптимизации штата. И уверяют, что, в основном, она будет достигнута за счет естественной убыли персонала, путем закрытия приема новых людей и перераспределением численности между производствами и подразделениями.
"На АвтоВАЗе разработан комплекс неотложных мер для улучшения экономики предприятия. Он состоит более чем из 120 мероприятий, которые касаются корректировки производственной программы, контроля и регулирования запасов продукции, работы с оборотным капиталом, работы с дилерами, работы по снижению закупочных цен, сокращению общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал. Таким образом, пересматриваются все процессы, действующие на АвтоВАЗе. Первоочередная цель – обеспечить устойчивую прибыльность компании, несмотря на сложившуюся ситуацию на российском рынке", – цитирует официальный пресс-релиз слова нового президента компании Бу Инге Андерссона (вступил в должность 14 января). Кстати, до этого он с 2009 г. возглавлял группу ГАЗ, где сразу же сократил 50 тысяч рабочих мест, но зато добился впечатляющих финансовых результатов – лучших за всю историю компании.
Текущие показатели "АвтоВАЗа" тоже весьма далеки от идеала: по итогам 2013 г. продажи компании сократились на 12,1%. Да и на рынке в целом дела обстоят не слишком хорошо. По данным Минпромторга, общий рост производства российского автопрома в прошлом году составил 4%, причем в основном за счет автокомпонентов, запчастей, прицепов и полуприцепов. А вот выпуск всех видов автомобилей снизился на 1,8%. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2013 г. сократились на 5,5% по сравнению с предыдущим годом – до 2,78 млн единиц. И в текущем году падение продолжится: АЕБ прогнозирует минус 1,6%.
На этом фоне решение нового руководства автогиганта выглядит вполне логично и оправданно. Интересно другое: по опыту прошлого кризиса АвтоВАЗ стал своего рода барометром социальной политики властей на рынке труда. В 2009 г. испытывающую серьезные трудности "гордость отечественного автопрома" бросились спасать, вкачав в нее миллиарды рублей. У многих граждан подобное расточительство народных денег на явно неэффективное предприятие вызвало сильное возмущение. Но у властей среди прочего была жесткая установка – любой ценой сохранить завод и рабочие места, а появившиеся сообщения о планах сократить 20 тысяч человек и руководство компании, и первые лица государства поспешили опровергнуть.
Теперь же мы имеем историческое заявление Медведева о том, что сохранение занятости больше не является приоритетом для правительства. И весьма занятно, что именно "АвтоВАЗ" одним из первых сообщил о предстоящих увольнениях, хотя цифра предполагаемых потерь скромнее и прикрыта красивым словом "оптимизация". Официальной реакции властей пока не последовало, но есть ощущение, что в этом вопросе у нас действительно началась новая эра. И эти первые две ласточки – далеко не последние. Дальше заявления будет смелее, а цифры внушительнее.