Применение СУР при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату

Налоговый риск - это вероятность поступления налогов в бюджет не в полном объёме.

Применение СУР при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату

 

Управление финансовыми рисками - неотъемлемая часть современной финансовой системы.

Данный фактор не является исключением и для сферы государственного налогового менеджмента и обязательно учитывается в процессе администрирования налогов при исполнении доходной части государственного бюджета, передает Аstananalog.kz.

Налоговый риск - это вероятность поступления налогов в бюджет не в полном объёме, в результате применения налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, в том числе в результате применения недобросовестными налогоплательщиками незаконных схем по уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и искусственного наращивания превышения НДС.

С 1 января 2009 года в Налоговом кодексе введено понятие и порядок применения системы управления рисками (далее - СУР), используемой при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок.

Основными целями применения органами налоговой службы СУР являются сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, а также увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2013 года №279 утверждены Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, и критерии степени риска . Согласно Правилам, при поступлении от налогоплательщика требования о возврате налоговый орган назначает проведение тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Одновременно показатели деятельности налогоплательщика, представившего требование о возврате оцениваются с использованием критериев степени риска, утвержденных Правительством Республики Казахстан.

Баллы по критериям суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для отнесения налогоплательщика к степени риска.

В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска.

В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, налоговый орган относит такого налогоплательщика к степени риска.

При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:

1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее - превышение НДС).

В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет «Пирамида по поставщикам» по поставщикам товаров, работ, услуг.

В случаях, если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

1) состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;

2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком - сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов);

3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование;

4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

5) осуществляющим поставку услуг связи;

6) осуществлявшим поставку услуг по техническим испытаниям, анализу и сертификации продукции, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.

При этом, для налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьей 274 Налогового кодекса, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска равен нулю, что дает основания налоговому органу при отсутствии схем по уклонению от уплаты налогов не применять к такому налогоплательщику систему управления рисками.

Таким образом, в ходе проведения налоговых проверок, в результате применения системы управления рисками для целей возврата НДС, предоставляется возможность своевременно и объективно выявлять незаконные схемы уклонения от уплаты НДС при определении достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату из бюджета.

 

Главный специалист УАНДС

Налогового департамента по г. Астана

Б.Суханбердина

 

Следите за новостями zakon.kz в: