В частности, теперь в центры можно обратиться за дубликатами документов об образовании, специальным разрешением на перевозку опасного груза, решением на изменение целевого назначения земельного участка и даже встать на учет по безработице.
Если в 2011 г. ЦОНы оказывали 59 услуг, то в 2012-м их количество возросло до 113. На сегодняшний день люди имеют возможность получить 171 государственную услугу. Через портал электронного правительства оказываются 254 государственные услуги. По итогам деятельности ЦОНа в Семее за 2013 год гражданам было оказано более 80 тысяч услуг, 127 тысяч электронных услуг, из которых 104 тысячи были осуществлены через пункты общественного доступа. Присвоено 18 223 электронных цифровых подписей.
Опыт ЦОНов, работающих по принципу «одного окна», давно положительно оценили казахстанцы. Режим работы удобный, операторы владеют всей необходимой информацией. По большому счету, принцип «одного окна» помогает ликвидировать коррупционные ячейки, так как исполнитель и население не контактируют друг с другом, и ЦОН выступает посредником между ними.
– В декабре 2013 г. в пилотном режиме были введены 18 новых услуг, – говорит инспектор семейского городского отделения №2 филиала РГП «ЦОН» по ВКО Меруерт Амиргалинова. – Для удобства клиентов услуги оказывают по новым стандартам. После оптимизации и автоматизации ряда процессов в ЦОНах сократили число документов, которые требовались от населения, а сами услуги можно получить быстрее. Сейчас новые стандарты отрабатывают на практике. А после того как они будут утверждены, пилотный проект завершится и новые услуги станут оказывать в ЦОНах на общих основаниях.
Перечень новых услуг выглядит следующим образом.
Министерство труда и социальной защиты населения:
– регистрация и постановка на учет безработных граждан;
– выдача справки, подтверждающей принадлежность заявителя
(семьи) к получателям адресной соцпомощи;
– назначение государственной адресной социальной помощи.
Министерство образования и науки:
– выдача дубликатов документов об основном среднем, общем среднем образовании;
– выдача дубликатов документов о техническом и профессиональном образовании;
– выдача дубликатов документов о высшем и послевузовском образовании.
Министерство здравоохранения:
– выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проекты, продукцию, работы и услуги.
Министерство транспорта и коммуникации:
– выдача специального разрешения на перевозку опасного груза классов 1, 6 и 7.
Министерство охраны окружающей среды:
– выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий.
Министерство регионального развития:
– утверждение кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством;
– утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков;
– выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка;
– выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательских работ.
Министерство индустрии и новых технологий:
– регистрация договора залога права недропользования на разведку, добычу общераспространенных полезных ископаемых;
– выдача разрешения на переработку продукции вне территории РК.
Министерство финансов:
– представление сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, выписок из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства, а также обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;
– выдача из реестра государственного имущества справки арендаторам (доверительным управляющим) государственного имущества по заключенным с ними договорам аренды (доверительного управления), содержащей сведения о начислениях по договору, пене и поступившим платежам в госбюджет.
Агентство по регулированию естественных монополий:
– выдача лицензии, переоформление, выдача дубликатов лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения.
Среди новых услуг наиболее востребованными считаются услуги, которые раньше люди могли получить в собесе. Теперь центр регистрирует безработных, выдает справки получателям адресной соцпомощи, оформляет пособия инвалидам.
Например, раньше человек, потерявший аттестат об образовании, должен был обратиться в школу, дать объявление в газету, послать запрос в Министерство образования. На все это могло уйти больше месяца. Теперь, чтобы получить дубликат аттестата, человеку нужно лишь обратиться в ЦОН.
В ЦОНах Казахстана теперь можно зарегистрироваться и встать на учет безработным гражданам. Для этого необходимо иметь при себе удостоверение личности и трудовую книжку. При этом нужно указать в анкете, какое образование человек получил, какими языками владеет, чем интересуется и что делает в свободное время. Все это, безусловно, облегчает процесс поиска и расширяет его возможности.
Процедура регистрации и постановки на учет занимает до 10 календарных дней. Раньше эту услугу предоставляли только в городских управлениях занятости и социальных программ, с января же этого года ее можно получить и в ЦОНах, а также, в случае если человек имеет Электронную цифровую подпись, – на сайте электронного правительства.
Во многом рост числа предоставляемых услуг стал возможным после запуска так называемых площадок самообслуживания Connection Point, где граждане, не имеющие опыта работы с компьютером, могут обучиться в ЦОНе самостоятельному пользованию и обслуживанию через портал электронного правительства. В дальнейшем это позволит им, не выходя из дома, получить все государственные услуги через этот портал.
На сегодняшний день сектор самообслуживания Сonnection-point является неотъемлемой частью ЦОНов. В этом секторе граждане, имея при себе электронную цифровую подпись или удостоверение личности нового образца, могут воспользоваться всеми услугами портала электронного правительства. С помощью данной системы любой посетитель ЦОНа может получить государственные электронные справки, подать электронное заявление на регистрацию брака, поставить ребенка в очередь в детский сад, пройти государственную регистрацию (перерегистрацию) как юридическое лицо, оплатить коммунальные услуги…
И это далеко не полный список услуг, которые можно получить через сектор Сonnection-point.
Помимо этого, в Сonnection-point специалисты ЦОНа предоставляют консультации по вопросам возможностей портала электронного правительства, платежного шлюза и получения электронной цифровой подписи.
Например, теперь в Центрах обслуживания населения РК начали оказывать услугу «назначение государственной адресной социальной помощи». Раньше эту услугу можно было получить только в управлениях и отделах занятости и социальных программ. Теперь люди могут получить ее в ЦОНе, если у них нет электронной цифровой подписи. А если она есть, то в уголках самообслуживания Connection Point.
Воспользоваться данной услугой гражданин может также самостоятельно через портал электронного правительства. В частности, для этого нужно авторизоваться, выбрать услугу «назначение государственной адресной социальной помощи», заполнить заявку и подписать ее электронной цифровой подписью. В заявке нужно обязательно указать номер лицевого счета, открытого в АО «Казпочта» или банках второго уровня, на который впоследствии безработный будет получать социальные выплаты.
Кроме того, для того чтобы получать адресную социальную помощь безработному необходимо быть зарегистрированным в информационной системе рынка труда. В течение семи дней в личный кабинет услугополучателя поступит уведомление об обработке заявки.
Как видите, ЦОНы делают все возможное, чтобы люди могли экономить время, деньги и нервы и получать все необходимые документы и услуги в одном месте.
Татьяна РЯЗАПОВА, Cемей