Накануне Национальный банк и Правительство РК рассказали об основных направлениях экономической политики на 2014 год, а также отчитались по результатам прошедшего, 2013 года, сообщает Zakon.kz.
Как отмечается Правительством РК и Нацбанком, несмотря на неопределенность в мировой экономике и на внешних рынках, в 2013 году, обеспечено макроэкономическая стабильность и созданы необходимые условия для устойчивого экономического роста Казахстана.
В 2014 году экономическая политика будет направлена на обеспечение роста экономики в текущем году на уровне 6-7 % за счет сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, инвестиционной активности, дальнейшей индустриализации экономики, повышения деловой активности в регионах, инвестиционной привлекательности отраслей, увеличения транзитного потенциала страны и создания новых рабочих мест.
Бюджетная политика будет направлена на укрепление устойчивости государственных финансов и дальнейшее накопление средств в Национальном фонде.
Размер дефицита бюджета будет определяться с учетом обеспечения устойчивости правительственного долга и развития рынка государственных ценных бумаг в долгосрочной перспективе. В 2014 году дефицит республиканского бюджета запланирован на уровне 2,4 % к валовому внутреннему продукту.
С целью совершенствования налоговой политики будут рассмотрены вопросы повышения индивидуального подоходного налога и акцизов на нефтепродукты, улучшения налогового администрирования, снижения административных барьеров и улучшения бизнес-климата.
В целях реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира будет разработан детальный План мероприятий на 2014 – 2016 годы.
Политика дальнейшей индустриализации экономики страны предусмотрена в Концепции второй пятилетки индустриально-инновационного развития, направленной на развитие обрабатывающей промышленности в определенных приоритетных секторах с учетом региональной специфики. Указанные аспекты будут учтены в разрабатываемой Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (далее – Программа), которая будет принята в текущем году.
Для системных изменений сельскохозяйственной отрасли и повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса будут внесены изменения в Программу по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020».
Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года будет расширена с целью увеличения транзитных перевозок через Казахстан к 2050 году в десять раз, также будет продолжена реализация крупных инфраструктурных проектов для развития современных центров логистики и дистрибуции.
Для комплексного решения вопросов предотвращения дефицита водных ресурсов и сохранения экосистемы, а также совершенствования системы управления водными ресурсами страны будет принята Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана.
Для обеспечения баланса интересов государства, бизнеса и потребителей в рамках реализации Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года будут введены ограничения для государственных органов на введение новых необоснованных регуляторных инструментов.
В целях реализации Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы Казахстана на 2012 – 2015 годы будет принят Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».
Для создания благоприятного климата для малого бизнеса и оказания точечной государственной поддержки на законодательном уровне будет внедрена новая категория предпринимательства – микробизнес.
Кроме того, будет продолжена реализация мер государственной поддержки бизнеса в рамках актуализированной Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» с учетом Программы индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы.
С целью улучшения инвестиционной привлекательности страны и поэтапного внедрения в Казахстане стандартов корпоративного управления стран Организации экономического сотрудничества и развития будет усовершенствовано национальное законодательство в сфере инвестиционной деятельности, развития практики ответственного ведения бизнеса, расширения участия инвесторов в инфраструктурных проектах через механизм государственно-частного партнерства.
В сфере пенсионного обеспечения будет разработана Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года, в которой будут отражены основные подходы по совершенствованию пенсионной системы на долгосрочную перспективу.
Региональная политика будет направлена на формирование рациональной территориальной организации экономического потенциала, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения через стимулирование и регулирование процессов урбанизации и развития агломераций, являющихся важнейшими точками экономического роста, развитие и поддержку перспективных населенных пунктов, обладающих экономическим и демографическим потенциалами.
Для решения актуальных региональных социально-экономических проблем будут сформированы долгосрочные центры экономического роста в городах Астане, Алматы, Шымкенте.
Также в течение 2014 года будут разработаны проекты долгосрочных планов формирования агломераций в городах Астане и Алматы на период до 2030 года.
В рамках административной реформы будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления и построению качественно новой модели, направленной на удовлетворение прав и законных интересов граждан, бизнеса и общества в целом, создание компактного правительства, освобожденного от излишних полномочий, повышение ответственности центральных и местных исполнительных органов.
В реализацию Концепции совершенствования системы государственного планирования, ориентированной на результаты, будет продолжена работа по обеспечению взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.
По итогам проведенной ревизии государственных и отраслевых программ будет проведена работа по оптимизации программ, качественному улучшению механизмов и инструментов реализации программ и приоритетности их финансирования.
С целью эффективного управления государственными активами и обеспечения четкого разделения роли государства и частного бизнеса в экономике будет принят Комплексный план приватизации на 2014 – 2016 годы и продолжена приватизация отдельных государственных предприятий и квазигосударственных компаний.
Будет продолжена дальнейшая работа по устранению изъятий и ограничений, препятствующих функционированию Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В 2014 году будет подписан Договор о Евразийском экономическом союзе с учетом национальных интересов Казахстана.
Планируется завершение переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию.
В ходе данных переговоров Правительством будут предприняты меры по созданию максимально выгодных для Казахстана условий для дальнейшего развития национальной экономики после вступления во Всемирную торговую организацию, с учетом обязательств Казахстана, принятых в рамках Таможенного союза.
При проведении денежно-кредитной политики будет осуществляться регулирование только краткосрочной тенговой ликвидности на денежном рынке. Основные усилия будут направлены на повышение эффективности применяемых инструментов. В рамках данной работы будут предприниматься меры по совершенствованию процентного канала и постепенному снижению роли валютного канала.
Национальный Банк приступит к следующему этапу реализации нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Это предполагает принятие мер по определению коридора процентных ставок Национального Банка, внедрению новых инструментов по предоставлению ликвидности (постоянные механизмы), дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований и курсовой политики.
В целях дальнейшего развития финансового рынка до 1 июня 2014 года будет разработана комплексная Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.
В рамках содействия обеспечению стабильности финансового сектора продолжится работа по стимулированию процесса оздоровления проблемных активов банков второго уровня через повышение эффективности и упрощение действующих механизмов управления проблемными активами банков.
Будет реализован комплекс законодательных поправок в части налогообложения, санации должников, оптимизации сферы деятельности организаций по управлению проблемными активами. В целях раннего реагирования и принятия своевременных мер по «очистке» безнадежной задолженности с 1 января 2014 года ужесточается пороговое значение по доле неработающих займов в ссудном портфеле банков – не более 15 %.