Глава государства поручил нацбанку совместно с правительством до 1 июня разработать и внести на рассмотрение проект закона об амнистии капитала. Об этом он сообщил, выступая на заседании Совета национальных инвесторов. По его словам, в мировой практике перед введением режима всеобщего декларирования, государства проводили всеобщую амнистию капитала. «Саясат» поинтересовался у экономистов – с чем связана амнистия капиталов и что еще она может принести государству?
Меруерт Махмутова, директор общественного фонда «Центр анализа общественных проблем»: «На мой взгляд, 99,9% населения Казахстана не нуждается в амнистии капиталов, потому что амнистировать нечего. Поэтому я понимаю, что это решение принято в интересах узкого круга бенефициариев, которые нуждаются в отмывании денег, заработанных незаконным путем. Какой может дать результат? По большому счету для страны это отрицательный имидж как «страны-прачечной» для отмывания денег. Как я подозреваю, из-за закрытия западных рынков для россиян, российский капитал может хлынуть в Казахстан».
Кайрат Кудайберген, общественный деятель: «Амнистия капиталов - это генеральная репетиция перед введением режима всеобщего декларирования, а также инструмент для легализации и вывода в «свет» теневых денег. Надо понимать, что государство идет на это по определенным экономическим причинам, так как приходится амнистировать отдельные экономические правонарушения, задевающие не только административный кодекс, но и уголовный. Причины и факторы для этого разные от остановки запуска проекта «Кашаган» на 2 года, проведение имиджевых проектов EXPO-2017, Зимней универсиады 2017 в Алматы и до попытки «смягчения» последствий второй волны экономического кризиса идущей с запада.
Конечно, хотелось бы, чтобы амнистия капиталов прошла на ура и в страну вернулись теневые деньги, так необходимые сейчас. Но ожидать высоких результатов это как вилами по воде, тем более мы уже имеем опыт проведения амнистии. Кто помнит, это было в 2001 году, и тогда ожидаемый уровень валютных поступлений в страну варьировался в сумме около 3 миллиардов долларов. Но на деле было легализовано не более 15%, то есть в совокупности 480 млн., из них почти 90 процентов, пришло не из-за рубежа, а за счет внутреннего притока наличности. Остается лишь надеяться на сознательность граждан 2014 года».
Тимур Назханов, советник председателя правления НПП РК: «У нас уже было несколько амнистий капиталов. Я думаю, эта амнистия позволяет легализовать капиталы, которые были заработаны не совсем законным способом. Как показывает практика, это выгодно не МСБ, а чиновникам, которые попутно занимаются бизнесом. Ни для кого не секрет, что многие чиновники являются крупными владельцами различных компаний. Это в большей степени рассчитано на тех, кто может показать это, но хотел бы реализовать свои капиталы. Результатом может стать то, что человек может инвестировать в экономику. Как бы мы не оценивали: это плохо или хорошо, в любом случае эти деньги уходят, а так они будут пущены на развитие экономики и создание новых рабочих мест, уплату налогов и др. Поэтому в конечном итоге это будет только плюсом для экономики».
Ораз Жандосов, директор центра «Ракурс»: «Связана, как сказал президент, с всеобщим декларированием доходов. Что может дать? Даст небольшой, возможно, приток из-за рубежа, а может и не дать»
Магбат Спанов, экономист: «Я предполагал, что будет амнистия, когда после второй амнистии стали говорить о том, что необходимо ее проводить. Об этом говорил еще покойный экономист Канат Берентаев. Но я категорически против нее. В случае очередной амнистии мы нивелируем нашу государственность. Во-первых, фактически у нас дается откуп на воровство. Во-вторых, это связано с предстоящим в следующем году всеобщим декларированием доходов. Пока законодательно примут, решат вопросы, дается время людям, которые незаконно накопили капиталы, привести все в соответствие к 2016 году – моменту декларирования доходов».