Антимонопольные ведомства обсудили состояние трансграничных рынков в странах ТС и ЕЭП
С казахстанской стороны принял участие Председатель Агентства по защите конкуренции Галым Оразбаков, с российской стороны - руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Открывая заседание Нурлан Алдабергенов отметил: «Взаимодействие антимонопольных органов государств-членов ТС с Евразийской экономической комиссией по выработке подходов по системным и стратегическим вопросам конкуренции на территории ЕЭП - является важным для повышения конкурентоспособности национальных экономик».
В свою очередь, руководитель ФАС России Игорь Артемьев подчеркнул что «ЕЭК приступила к своей практической деятельности и координирует работу в трех наших органах. Мы предоставляем друг другу информацию, и это становится все серьезнее и серьезнее» - сказал он.
На встрече обсуждались вопросы, касающиеся текущего состояния трансграничных рынков и методических подходов к их анализу, а также дальнейший план работы на текущий год.
Заместитель Директора Департамента по конкурентной политике и политике в области государственных закупок ЕЭК Борис Парсегов проинформировал участников заседания с работой Методического совета по конкуренции, созданного под эгидой ЕЭК. По словам Бориса Парсегова, деятельность Методического совета направлена на совершенствование методической работы по анализу товарных рынков, в том числе, и трансграничных, подготовке предложений по совершенствованию методических исследований товарных рынков и их сближение на основе имеющегося опыта и лучшей мировой практики.
Заместитель Директора антимонопольного регулирования ЕЭК Алмат Фазыл ознакомил с текущей ситуацией на трансграничных рынках в сфере электроэнергетики, авиа- и железнодорожных перевозок.
К примеру, в Казахстане Экибастузская ГРЭС реализует значительные объемы вырабатываемой электроэнергии в Россию по более низкой цене, чем на казахстанский рынок, при наличии дефицита электроэнергии в Казахстане. Тогда как, западные области Казахстана, испытывающие дефицит электроэнергии, получают ее по высокой цене из России.
На рынке пассажирских авиаперевозок, участников заседания заинтересовал вопрос о ценовой политике российской авиакомпании «Трансаэро», у которой на сопоставимых по расстоянию рейсах Москва-Астана (2290 км), Москва-Караганда (2478 км) цены отличаются в 2 раза. Таким образом, перелет из Москвы в Астану стоит вдвое дороже, чем перелет из Москвы в Караганду, при этом расстояние между городами Астана и Караганда составляет 215 км. В этой связи, антимонопольным органам стран-членов ТС и ЕЭП рекомендовано выяснить причину разницы в тарифах, на предмет установления монопольно высокой цены.
Сравнение цен перевозки пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом на территории ЕЭП, по словам Фазыл Алмата, показало, что, при предварительной покупке, цена авиабилета, между столицами Казахстана, России и Беларуси, практически одинакова, а в некоторых направлениях даже дешевле, чем проезд в купейном вагоне по тому же маршруту. Такую ситуацию обнаружили сотрудники ЕЭК в ходе мониторинга цен. Участники встречи согласились с тем, что такое положение дел, является экономическим нонсенсом. Причины данной ситуации, сотрудники Комиссии видят в Соглашении о межгосударственном пассажирском тарифе, заключенном между Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Латвией, Литвой, Россией и другими странами, которое позволяет применять железнодорожникам завышенные в разы тарифы между Республикой Беларусь, Россией и Казахстаном. «Межвидовая конкуренция показывает нам, что самолет, конечно, более привлекателен во всех отношениях, и это говорит о грубейших просчетах в тарифном регулировании. Лоббисты так далеко зашли уже в своем лоббировании тарифов, а соответствующие регуляторы, извините, это подписали и поддержали соответствующее по железнодорожной дороге. Пора уже останавливать регуляторов» - прокомментировал ситуацию с железнодорожными и авиационными тарифами руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
На рынке фосфатного сырья также могут усматриваться признаки нарушения Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции в виде установления различных цен на один и тот же товар доминирующими субъектами. Так российские производители фосфатного сырья продают его российским переработчикам до 2,5 раз дешевле, чем переработчикам Республики Беларусь, что в результате приводит к неравным условиям конкуренции и ограничивает конкуренцию между производителями удобрений России и Беларуси.
Также, на заседании был рассмотрен вопрос об обнулении тарифа на услуги международной сотовой связи (роуминга) в Едином экономическом пространстве. Анализ рынка роуминга показал превышение тарифов на звонок в роуминге в 20-50 раз по сравнению с тарифами международного звонка в домашней сети. Было отмечено, что доля доходов сотовых операторов от оказания услуг в роуминге не превышает 3-4-х процентов, а снижение тарифов в роуминге способствует обеспечению свободе перемещения рабочей силы и бизнеса на территории ЕЭП, развитию телекоммуникационных сетей. Участники встречи договорились проработать с соответствующими государственными органами вопрос об обосновании необходимости разработки проекта решения Высшего Евразийского экономического совета, предусматривающего механизмы поэтапного снижения и последующего обнуления роуминга по аналогии с Европейским союзом (ЕС). ЕС в 2007 году была принята совместная директива Европарламента и Совета Еврокомиссии, которая позволила снизить тарифы в роуминге в 10 раз. С декабря 2015 года ЕС планирует полностью обнулить роуминг.
На заседании также обсуждались проблемы «параллельного импорта», легализация которого, за счет развития конкуренции между независимыми поставщиками и официальными дилерами, позволит значительно снизить цены на импортируемые брендовые товары.
По итогам встречи, было принято решение о создании совместных рабочих групп: по анализу влияния запрета и легализации «параллельного импорта» на состояние конкуренции на трансграничных товарных рынках; по исследованию состояния конкуренции на трансграничных рынках международной сотовой связи, электроэнергетики, авиационных и железнодорожных перевозок, фосфатного сырья.