Об этом заявил Азат Перуашев сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса.
В депутатском запросе фракции в адрес Премьер-министра К.Масимова речь идет о предложениях «Ак жола» по дополнению инициированной Президентом амнистии капиталов и другими мерами для защиты национальных интересов Казахстана и затруднению бесконтрольного вывода средств из страны.
Напомним, что на заседании Совета национальных инвесторов 11 апреля т.г. Н.А.Назарбаев поручил Правительству провести амнистию капиталов, призванную стимулировать возвращение в Казахстан выведенных средств, с тем, чтобы эти деньги инвестировались в экономику нашей страны.
«Эта мера имеет особую актуальность как в свете предстоящего введения всеобщего декларирования доходов, так и с учётом международной тенденции замораживания банковских счетов сомнительного происхождения, либо прямой конфискации средств на оффшорных счетах, как это произошло в прошлом году на Кипре», - отметил А.Перуашев.
В запросе приведены данные из доклада исследовательской компании Tax Justice Network: общий объем незадекларированных средств, находящихся на счетах оффшорных юрисдикций, оценивается в размере от 21 до 32 трлн. долл. США (суммарный ВВП США и Японии в 2012 году составил порядка 20 трлн. долл. США). Сумма выведенных из Казахстана за первые 20 лет независимости в оффшорные зоны средств превысила 138 млрд. долл. США – это в среднем по 7 млрд. ежегодно. Казахстан входит в десятку стран, лидирующих по выводу денег в оффшоры. Среди стран, в которые вложены казахстанские инвестиции, называются Нидерланды, Великобритания, Швейцария, так и Виргинские острова, Кипр, Люксембург и т.д. Конечно же, речь идет о безвозвратном выводе денег в один конец.
«Не случайно и в отчётах Счётного комитета приводились факты проведения тендеров, например, дочерними структурами Минздрава, через оффшорные зоны на Маршалловых островах, по ценам в 3-4 раза выше рыночных. Другими словами, оффшорные зоны нередко используются для банального хищения государственных средств и коррупции», - добавил депутат.
Среди предложений «Ак жола» - проведение ревизии всех соглашений об избежании двойного налогообложения со странами, подпадающими под критерии оффшоров. Необходимо выявить пробелы таких договоров - именно через них выводились средства того же Аблязова, Храпунова и др.. Нужно прикрыть такие «калитки» для аферистов и мошенников.
Второе направление - интенсификация работы по заключению договоров с оффшорными юрисдикциями об обмене налоговой информацией. Целый ряд западных стран уже добился от большинства банков в подобных зонах раскрытия информации по владельцам счетов - нам также необходимо добиваться такого права.
Азат Перуашев напомнил о двух подобных запросах фракции, на которые получила из Правительства ответ, что эти данные являются банковской тайной.
«Считаем, что в отношении оффшорных счетов высокопоставленных госчиновников банковская тайна не должна распространяться, учитывая, что им доверено распоряжаться огромными бюджетными средствами, - подчеркнул лидер парламентской фракции. - Для урегулирования данной проблемы на будущее, предлагаем правительству разработать проект Закона «О регулировании деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны», который должен учесть все возможные вопросы с точки зрения защиты интересов государства и добросовестного бизнеса».
«Компании, которые выводят прибыль через оффшорные зоны, не должны пользоваться поддержкой госпрограмм, налоговыми льготами, кредитными субсидиями и иными преференциями, участвовать в госзакупках, так как их действия создают недобросовестную конкуренцию по отношению к тому бизнесу, который работает прозрачно и платит все налоги», - считают депутаты «Ак жола».
Они уверены, что такой закон позволит определить правовой статус оффшорных зон, основные правила ведения деятельности через оффшорные компании, порядок специализированной финансовой отчетности предприятий-резидентов оффшорных зон, полномочия органов госрегулирования и контроля, меры ответственности за нарушение оффшорного законодательства.
Кроме того, в своем обращении к Правительству «акжоловцы» также отмечают необходимость рассмотрения стимулирования процесса де-оффшоризации казахстанской экономики.