Казахстан намерен отказаться от выплат базовой части пенсии
Базовую часть пенсии еще называют «президентской» - 10450 тенге. Эти деньги получают абсолютно все пенсионеры по возрасту в качестве своеобразного бонуса к солидарной части.
Вообще пенсия состоит из трех частей: базовой, солидарной и накопительной. В соответствии с предложением Минтруда уже в 2016 году от базовой части придется отказаться. В 2043 году Казахстан откажется и от солидарной составляющей и полностью перейдет на накопительную пенсию.
Старые лапти
В настоящее время размер пенсионной выплаты рассчитывается следующим образом:
1. Базовая часть выплачивается из бюджета - 10450 тенге.
2. Солидарная часть предполагает трудовой стаж до 1998 года не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин. Если стаж соответствует, то назначается минимальная пенсия 20782 тенге. Если стаж меньше, применяется понижающий коэффициент. К примеру, при стаже в 19 лет у женщины этот срок пересчитывается в месяцы и делится на положенный минимальный стаж (228/240). Получившийся коэффициент умножается на минимальную пенсию. Это и будет солидарной выплатой. Если стаж больше минимального, то за каждый год добавляется 1 процент к минимальной пенсии.
3. Накопительная часть пенсии предполагает наличие пенсионных накоплений. Когда они закончатся, при отсутствии аннуитетной страховки накопительная часть выплачиваться не будет. Расчет размера пенсионной выплаты осуществляется исходя из размера заработной платы, с которой отчислялся социальный налог в пенсионный фонд за любые три года начиная с 1998-го. Маленький секрет - лучше брать те три года, когда официальная зарплата была самой большой, но не более лимита в 39 МРП. Пенсионной выплатой будет 60 процентов от полученной средней заработной платы за 3 года.
Новые сапоги
Новый подход предлагает назначение базовой пенсии в зависимости от стажа участия получателя в пенсионной системе. При отсутствии у граждан стажа участия в системе им будет предоставляться социальная пенсия, равная половине прожиточного минимума. При стаже 20 лет - 70 процентов прожиточного минимума. От 20 до 35 лет - с прибавлением одного процента прожиточного минимума за каждый год. И, наконец, при стаже участия свыше 35 лет базовая пенсия будет равна величине прожиточного минимума.
В данной системе подсчета имеются оговорки. Пока что они не вошли в окончательный вариант методики. В частности, для спорной группы уже действующих пенсионеров и тех, которые выйдут на пенсию до 2018 года, будут применяться особые методы подсчета базовой части, в результате чего пенсия увеличится приблизительно на 9-10 тысяч тенге.
Второе новшество включает в себя пенсию из новой условно-накопительной системы, которая будет формироваться за счет 5-процентных взносов работодателей в пользу своих работников, и пенсию из действующей накопительной пенсионной системы. Другими словами, по примеру России работодателей обяжут платить сверх 10 процентов так называемого социального налога из зарплаты работников еще 5 процентов, но уже не за счет работника. Напомним, что введение этой системы в России три года назад вызвало шквал негодования со стороны предпринимателей. Но ничего, два года платят, привыкли.
Эти самые 5-процентные взносы будут накапливаться на отдельном от накопительного счете все в том же Едином накопительном пенсионном фонде. За счет них будут выплачиваться пенсии пожизненно. В отличие от стандартных накоплений 5-процентки не могут быть унаследованы.
При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа отчислений в пенсионный фонд размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни.
Пенсия из действующей накопительной пенсионной системы будет начисляться в прежних объемах.
Кому это надо
Модернизация пенсионной системы стартовала летом прошлого года. Именно тогда было принято решение о слиянии всех частных пенсионных фондов в единый государственный - ЕНПФ. Вторым этапом стало изменение методики расчета пенсий. Такие нововведения на первый взгляд могут показаться суетой, на самом деле эта работа проводится в рамках подготовки вхождения Казахстана в Евразийский экономический союз.
Те правила, которые вводятся у нас впервые, уже опробованы в Российской Федерации на протяжении трех лет. К примеру, наши 5-процентки там отчисляются работодателями в размере 6 процентов. Частные накопительные пенсионные фонды в России действуют только в сегменте добровольных вкладов. При этом, если Казахстан стремится сформировать преимущественно накопительную пенсионную систему, то соседняя Россия склонна к сохранению солидарной. В этом существенная разница между нашими государствами. У нас социальные расходы по содержанию пенсионеров постепенно выдавливаются из категории бюджетных трат. У северного соседа все это целиком зависит от государства.
Беларусь и вовсе отстранилась от вопросов формирования пенсий в части проведения неких реформ. В этой стране применяется выверенная еще в советском прошлом солидарная система пенсионных выплат и менять ее на что-то новое в условиях экономического коллапса в этой стране нецелесообразно.
Нюансы
Гармонизация законодательства в рамках предстоящего более тесного объединения России, Казахстана и Беларуси под эгидой Евразийского экономического союза, с одной стороны, предполагает и некий социальный паритет. По примеру того, как Казахстан импортировал инфляцию из России после создания Таможенного союза, следовало бы ожидать импорта социальной составляющей из соседней страны после создания ЕврАзЭС. В переводе на кухонно-разговорный язык это могло бы означать, что пенсии в наших странах уравняются в размерах. Однако как российские, так и казахстанские эксперты, а равно и представители власти считают, что этого не произойдет.