Степень готовности главного документа эксперты называют высоким - по всем фундаментальным вещам есть консенсус. Детали будут дорабатываться вплоть до 29 мая.
Договор без всяких сомнений будет подписан, готовы его институциональные, функциональные части,- сказал 14 мая в ходе мультимедийного видеомоста Астана - Москва - Минск - Ереван начальник отдела Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Антон Азаров. По его словам, Комиссия высоко оценивает готовность договора ЕЭС.
Однако, и после подписания документа 29 мая обсуждение ряда вопросов будет продолжено. Это касается таких важных товаров как энергоносители, лекарственные препараты и т.д. Есть принципиальная договоренность на уровне глав государств-членов ТС - не форсировать события, а шаг за шагом решать все проблемы таким образом, чтобы они никому не нанесли ущерба.
Понятно, что в рамках любого союза всем его членам приходится чем-то поступиться для общей выгоды. Например, Беларусь согласилась снизить господдержку сельского хозяйства с нынешних 18 % до единого показателя для ТС - 10%. Россия снизит экспортные пошлины не нефтепродукты для РБ и т.д.
Между тем, состав ТС скоро расширится - уже к 1 июня должен быть подготовлен проект Договора о присоединении Армении к ЕЭС. Депутат парламента Армении Артак Закарян заявил, что вступление республики в ЕЭС основано на его экономической целесообразности.
Как известно, 12 мая правительство Кыргызстана одобрило проект Дорожной карты по вступлению в Таможенный союз. Стране, жившей последние годы "базарной" экономикой, связанной, в первую очередь, с реэкспортом ширпотреба из Турции и Китая, предстоит сделать ряд непростых
законодательных шагов, чтобы соответствовать требованиям ТС. Вообще говоря, присоединение двух новых государств к ТС станет неким моментом истины, своеобразной проверкой - насколько универсальными окажутся основные принципы союза., принятые Казахстаном, Россией и Беларусью.
Дело в том, что до этого времени альянс образовали государства, уровень социально-экономического развития которых, с некоторыми оговорками, примерно равен. А вот Кыргызстан и Армения значительно уступают большой тройке буквально по всем показателям.
Так, если в рейтинге глобальной конкурентноспосбности Казахстан занимает 50 место, а Россия - 64, то Армения на 79-ом месте, а Кыргызстан и вовсе на 121. По номинальному ВВП на душу населения разница еще более выразительна: в РФ - $14973, у РК - 13048, Беларусь - $7414, Армения - $3176, Кыргызстан - $1282.
Учитывая малую численность населения и низкую платежеспособность потенциальных членов альянса, "большая тройка" вряд ли будет иметь заметную прямую экономическую выгоду. Другое дело, что серьезно расширится география ТС, все его участники получат прямой и беспошлинный доступ к границам внешних рынков сбыта, появятся удобные транспортные коридоры, удешевится логистика и т.д. То есть, интеграция создаст новые экономические возможности для всего альянса в целом.
Отметим, еще одно важное обстоятельство - экономики всех этих государств еще со времен Союза были взаимодополняемыми. При правильной постановке дела, всякий экономический союз должен давать синергетический эффект - когда общий результат выше простой суммы. Как показывает небольшой пока опыт работы ТС, такая синергетика уж наблюдается. Например, в 2013 году товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью превысил 24 млрд долларов.
Алия Темирова