Плюсы и минусы легализации трудовых мигрантов в РК

Легализацию трудовых мигрантов для использования их труда в частных хозяйствах граждане Казахстана ждали давно. 
Квоты, которые установило ранее государство для привлечения иностранной рабочей силы, на частные хозяйства не распространялись, и повсеместно в стране стали появляться не вполне законные способы найма гастарбайтеров. «Не вполне законные» потому, что граждане из соседних стран на законных основаниях пересекали границу, но регистрировались в Казахстане кто как – приехал погостить, на учебу, поправить здоровье, а на самом деле заработать. По данным из различных источников, таких «гостей» в нашу страну ежегодно заезжает порядка 1,5 – 2,5 миллиона. Конечно, не все из них приезжают сюда на заработки, но в любом случае те, кто все же прибыл в нашу страну поработать, не платили налогов, с одной стороны, а с другой – были сами не вполне защищены от произвола недобросовестных нанимателей.

Теперь же ситуация радикально изменилась, и пригласить на работу иностранца может себе позволить каждый гражданин Казахстана.

Разрешительная система

Для того, чтобы и иностранцам, и гражданам нашей страны процедура регистрации трудовых иммигрантов стала понятнее, редакция «Литера» решила на конкретном примере показать весь процесс легализации гастарбайтеров, тем более что подвернулся удобный случай – один из наших сотрудников решил делать в квартире ремонт и для этих целей пригласил двух граждан Узбекистана.

Для начала мы отправились в управление миграционной полиции города Алматы (УМП) с целью получить исчерпывающие ответы на вопросы о порядке и правилах легализации.

– Дело в том, что 10 декабря 2013 года Глава государства подписал закон о внесении изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты, связанные с трудовой миграцией, – рассказал нам заместитель начальника УМП ДВД Алматы Айдын Бельгибаев. – Согласно положениям данного закона иностранные граждане получают возможность осуществлять трудовую деятельность у частных физических лиц Республики Казахстан. То есть 10 декабря был подписан закон, после этого правительство, в частности МВД, разрабатывало механизмы, перечень необходимых документов, основания, критерии как это будет происходить и в какие сроки, на основании каких документов. Далее был подписан приказ министра внутренних дел – с 12 апреля приступить к выдаче разрешений трудовым мигрантам.

Сразу же нужно отметить, что данный закон распространяется только на трудовых мигрантов, которые будут работать у частных физических лиц, а именно в домашнем хозяйстве: не допускается использование трудовых мигрантов на индивидуальном предприятии, ТОО, АО, то есть в любых формах предпринимательства. Данная категория трудовых мигрантов предназначена только в помощь: частное лицо может к себе домой взять работника, который поможет построить дом, он может быть садовником, нянькой, домработницей, кухаркой, поварихой… Но вы не можете ни сколотить бригаду, ни иным способом зарабатывать деньги с использованием их труда.

Также нужно помнить, что данный закон действует только на граждан стран СНГ. То есть тех, кто может безвизово в течение трех месяцев находиться на территории Республики Казахстан. Основные «доноры» рабочей силы –  Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. 

Что не менее важно, один гражданин РК может взять к себе в хозяйство работать не более 5 человек, то есть заключить договор одновременно только с пятью мигрантами.

Что касается разрешения на работу, то оно выдается сроком от одного до трех месяцев. Далее разрешение можно продлить, но на срок не более 12 месяцев, после чего мигрант обязан выехать из страны, и он сможет заехать обратно не ранее чем через 30 дней. Иными словами, таким образом иностранцам гарантирован трудовой отпуск.

Кстати, вся процедура регистрации, со слов нашего собеседника, производится самими мигрантами. Они лично собирают все необходимые документы и оплачивают все расходы по легализации. Наш гражданин РК освобождается от всех платежей, налогов, даже заявлений. Единственное, что ему предстоит, это впоследствии заключить с работниками трудовой договор. 

– Трудовой мигрант, для того чтобы получить разрешение, должен законно пересечь границу, – пояснила старший инспектор по ОП УМП ДВД Алматы Елена Лагутина. – На границе его идентифицируют, выдают миграционную карточку и он приходит в миграционную полицию как обычно, регистрируется в течение пяти рабочих дней. После этого он идет в налоговый орган, там получает ИИН, нам, в принципе, ИИН не нужен. Этот документ он получает для того, чтобы впоследствии оплатить предварительный подоходный платеж. На один месяц 3704 тенге – два МРП. То есть если он собирается работать два месяца, то эта сумма удваивается, если три, то утраивается. После получения ИИН мигрант осуществляет платеж предварительного индивидуального подоходного налога. Далее в любом ЦОНе получает справку об отсутствии судимости, их выдают от одного до трех рабочих дней. С этими бумагами и со своим паспортом он обращается в миграционную полицию по месту временного пребывания. В частности у нас разрешение дается в семи районах по городу Алматы. Каждый район выдает и продлевает разрешение трудовому мигранту. Независимо от того, какая у него была регистрация – на лечение, на учебу – мы меняем миграционную карточку. То есть в документе будет прописано «Трудовой мигрант». Он обращается в отделение миграционной полиции, ему выдают заявление-анкету установленного образца, он ее заполняет. К этому заявлению прикладывает паспорт с отметкой о пересечении границы, копию квитанции об уплате и справку о несудимости. На основании этих документов через нашу систему его пробивают на розыск, на задолжность, и, если он «чистый», направляют на процедуру дактофотоучета. Простыми словами, сотрудник криминальной полиции откатывает пальчики и делает снимок. После этого мигранту выдается разрешение на осуществление трудовой деятельности.

Оплати налог и работай спокойно

Отдельно внимание нашей аудитории стоит остановить на информации, которой с нами любезно поделились в налоговом управлении Бостандыкского района.

– Нерезидент должен к нам приехать, написать заявление о получении им ИИН. Делается это для того, чтобы мигрант с тех денег, что заработает у нанемателя, мог оплачивать индивидуальный подоходный налог в размере 10 процентов от своего заработка, так же как его оплачивают граждане Казахстана. Но так как трудовой иммигрант при получении разрешения уже оплачивает 2 МРП предварительного индивидуального подоходного налога, ему будет необходимо в срок до 31 марта следующего года предоставить в налоговое управление декларацию о доходах. При оплате 10 процентов предварительный платеж, который он осуществил – 2 МРП в месяц, будет учитываться, – поделился информацией руководитель отдела администрирования и индивидуального предпринимательства департамента Бостандыкского налогового управления Даурен Тулаков.

Говоря простым языком, предварительная оплата подразумевает, что мигрант будет зарабатывать минимум 37 тысяч тенге в месяц. А для соблюдения трудовых прав мигранта предполагается, что он будет заключать договор со своим работодателем. Сведения о таких договорах будут при продлении регистрации передаваться миграционной полицией в налоговый орган. И в случае если мигрант заключил договор на сумму, скажем, 100 тыс. тенге в месяц, то при расчете налога 2 МРП будут учитываться как уже уплаченные.

К слову, будут ли данные договоры между частным лицом и иностранным работником составляться достоверно – это тоже вопрос. Конечно же, во избежание лишней возни и из желания уклониться от части налога между мигрантом и работодателем для проформы могут быть составлены договора на минимальную сумму оплаты, которую 2 МРП предварительного налога перекрывали бы полностью. Но, с другой стороны, правильно и достоверно составленный договор позволит мигранту в случае чего отстоять свое право на заработанные деньги, тем более что в случае составления договора декларацию о доходах иностранцу заполнять придется обязательно, а в случае если он ее вовремя не подаст, то в следующий раз он столкнется с большими проблемами при оформлении документов.

Коридорами, кабинетами…

Когда мы отправились регистрировать наших мигрантов, то столкнулись с тем, что механизм, разработанный в министерствах, несколько отличается от того, как приходится проходить процедуру самим. Начнем с того, что приезжим пройти полностью путь регистрации будет непросто. И нанимателю, по закону освобожденному от всех мытарств, все равно придется как минимум сопровождать иностранцев на каждом этапе.

Первым делом мы отправились в налоговую инспекцию, для того чтобы наши работники получили заветный ИИН. И тут же столкнулись с дополнительными расходами. Дело в том, что для получения документа в налоговой требуется нотариально заверенная копия паспорта, причем с переводом на русский или казахский язык. Данная мелочь обошлась каждому трудовому мигранту дополнительно в 2700 тенге. Лишь после этого у нас приняли документы на получение ИИН. Что касается ожидания, то, как нам и обещали, документ был готов через три дня, однако в отчестве одного из работников была допущена ошибка, что отсрочило получение документа еще на одни сутки.

Между тем каждый день отсрочки в случае с легализацией трудового мигранта критичен. Ведь граждане стран-доноров едут к нам, как водится, без копейки за душой. И платить за них, пусть и в долг, приходится работодателю. По закону же осуществлять трудовую деятельность мигрант может лишь при наличии разрешения. То есть все время, что уходит на процедуру регистрации, работодатель их должен содержать и кормить за свой счет. А если в этот период сотрудники миграционной полиции, ну, или хотя бы участковый, их застанут за работой, то нанимателю грозит штраф, а работникам депортация.

Следующим этапом, на котором нам пришлось терять время, оказалось получение справки о несудимости. Причем первому нашему гостю справку выдали тут же, буквально за десять минут. А со вторым у базы возникла проблема, и вместо желанного документа нам вручили расписку с датой планируемой выдачи справки не через три дня, как до этого нас заверяли в УМП, а через неделю. Само собой, возить мигрантов в полицию по одному дело не особо благодарное. И то, что в законе прописано, что документы мигранты должны собирать сами, на деле осуществить не так просто. Во-первых, мигрант не всегда в достаточной степени знает язык, чтобы заполнять те или иные бумаги, во-вторых, его географические познания редко позволят гостю не заплутать в большом городе. Ну и, в третьих, иностранец без сопровождения может привлечь внимание любого патрульного на предмет установления личности, что опять же как минимум приведет к очередной отсрочке в оформлении документов.

В нашем случае легализация иммигрантов заняла более двух недель. Из них 11 рабочих дней пришлись на хождение и ожидание как в налоговой, так и в ЦОНе. Добавляем сюда два дня, проведенные в миграционной полиции – первый, для того чтобы поставить штамп о прибытии и зарегистрировать мигранта, и последний непосредственно для получения разрешения на работу. Кроме того, сами мигранты прибыли в Алматы как раз на праздничные дни. В этой связи, чтобы в дальнейшем избежать ненужных недоразумений с узакониванием иностранных работников, хотелось бы, чтобы если не на законодательном уровне, то на уровне местных приказов в период хотя бы до 15 дней пребывания в нашей стране иностранцев, которые приехали на работу, действовал мораторий. Так же как в случае с обычной регистрацией иностранцам позволяется до пяти дней находиться в стране без соответствующего штампа в миграционной карточке, так и в случае с трудовой деятельностью позволить им заниматься работой в то время пока оформляются документы, то есть в течение 15 дней с момента перехода границы. По крайней мере в таком случае и мигрант сможет заработать на необходимые траты, связанные с регистрацией, и работодателю будет спокойнее, в случае если к нему нагрянут с проверкой, тем более что подтвердить процесс легализации очень просто. На каждом этапе выдается соответствующий документ: в налоговой о подаче документов на оформление ИИН, в ЦОНе – расписка с датой планируемой выдачи справки, к тому же на руках у мигранта после получения ИИН будет квитанция об уплате предварительного подоходного налога. 

В данной статье мы описали лишь процесс получения разрешения на работу для мигрантов, желающих осуществлять трудовую деятельность на территории Казахстана у частных лиц. О продлении разрешения мы напишем подробнее тогда, когда данная процедура также начнет применяться на практике. Однако заранее стоит предупредить о том, что для продления потребуются дополнительные документы, а именно: трудовой договор с физическим лицом об условиях осуществления трудовой деятельности, документ, подтверждающий платежеспособность о наличии средств, для того чтобы покинуть территорию Казахстана по истечении трудового договора. Помимо этого у мигранта должна быть еще медицинская справка от врача, подтверждающая, что у него нет заболеваний, которые не позволяют заниматься трудовой деятельностью именно по указанной в договоре специальности. Также при продлении разрешения мигранту придется предоставить медицинскую страховку, причем перечисленные документы должны быть получены в Казахстане. 

СПРАВКА
Перечень документов для получения разрешения трудовому иммигранту

1. Заявление-анкета о выдаче разрешения.
2. Квитанция об уплате предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу (копия и оригинал).
3. Документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия страницы с установочными данными и листка о пересечении границы).
4. Миграционная карточка.
5. Документ, подтверждающий наличие либо отсутствие судимости (оригинал).
6. Справка о прохождении дактилоскопирования и фотографирования –оригинал.

Перечень документов для продления разрешения трудовому иммигранту

1. Документы для получения первоначального разрешения.
2. Ранее выданное разрешение трудового иммигранта (оригинал и копия).
3. Трудовой договор, составленный между работодателем и иммигрантом, в произвольной форме, с указанием сроков оказания услуг, суммы оплаты труда, специальности, по которой будет осуществлять трудовую деятельность иммигрант.
4. Документ, подтверждающий платежеспособность, 
с указанием средств, необходимых для выезда с территории РК по истечении срока действия трудового разрешения (оригинал и копия).
5. Медицинская справка от уполномоченного органа, 
подтверждающего отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности по избранной специальности указанной в трудовом договоре (оригинал и копия).
6. Медицинская страховка (копия и оригинал).
7. Оригинал заявления-анкеты.

Отзыв разрешения трудовому иммигранту

1. Осуществление трудовой деятельности, не связанной с выполнением работ (оказанием услуг) у работодателей-физических лиц в домашнем хозяйстве в качестве домашних работников.
2. Наличие у трудового иммигранта заболевания, 
препятствующего трудовой деятельности по избранной специальности, указанной в трудовом договоре.
3. Нарушение трудовым иммигрантом законодательства Республики Казахстан в сфере миграции населения.

В ТЕМУ
Последние изменения и дополнения в ряд законодательных актов Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции от 10 декабря 2013 года № 153-V. 

В соответствии с подпунктом 4 статьи 34 закона Республики Казахстан «О миграции населения» трудовые иммигранты – иммигранты, прибывающие в Республику Казахстан в качестве домашних работников на основании разрешения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43-1 закона о миграции разрешение на временное проживание трудовым иммигрантам выдается и продлевается органами внутренних дел на срок действия разрешения.

Согласно пункту 4 статьи 204 Налогового кодекса трудовые иммигранты по доходам, полученным (подлежащим получению) по трудовым договорам в течение налогового периода, производят уплату индивидуального подоходного налога в размере 2-кратного месячного расчетного показателя по месту пребывания до получения (продления) разрешения трудовому иммигранту.

Сергей НАГОВИЦЫН
Актау Актобе Алматы Бостандыкский район Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей Узбекистан
Следите за новостями zakon.kz в: