А.Жумагалиев: Получать справки можно будет через SMS
- Аскар Куанышевич, в ходе телемоста с участием Главы государства было сказано, что сегодня большинство населения может подключиться к цифровому телевидению. Насколько активно люди пользуются услугой?
- Активность в части подключения достаточно высокая - более 750 тысяч семей, а это около 3 миллионов казахстанцев уже смотрят цифровое ТВ: кто-то через спутник, кто-то подключился к эфирному ТВ. Конечно, больше всего услуги пользуются спросом там, где была проблема с получением аналогового телевизионного сигнала. К примеру, в Мангистауской области 70% населения региона подключены к цифровому эфирному или спутниковому телевидению, из них более 20% - к цифровому эфирному. Раньше в центральную часть этого региона вообще не доходил аналоговый сигнал, а в приграничных районах люди могли смотреть только каналы соседних стран. В селах люди смотрели в среднем не более 5 телеканалов в устаревшем аналоговом качестве. Теперь же у них появляется возможность приема от 15 до 30 каналов в современном цифровом качестве изображения и звука по эфиру, более 30 каналов через спутник.
При этом надо сказать, по опыту других стран, которые уже перешли на цифровой эфир, население начинает проявлять более высокую активность в переходе на «цифру» непосредственно перед отключением аналогового сигнала.
- А когда планируется отключить аналоговый формат вещания в Казахстане?
- Этот процесс будет поэтапным. Мы будем смотреть на долю охвата населения цифровым эфирным вещанием и, исходя из этого, планировать очередность отключения «аналога» по регионам Казахстана. Безусловно, будет учитываться доступ жителей конкретного населенного пункта к отечественным телеканалам посредством национального спутникового, цифрового эфирного, кабельного телевидения и ID TV. Граждане будут заблаговременно оповещены об отключении.
- В день индустриализации был запущен новый сервис - интернет-вещание. Думаете, он будет пользоваться спросом?
- Это требование времени - современный человек уже не хочет быть привязанным к телевизору. Для удобства пользователей мы объединили 24 казахстанских телеканала на одном сайте, в одном мобильном приложении. В ближайшее время добавим функцию отложенного просмотра, и вы сможете просмотреть любимую передачу в удобное для вас время. Благодаря этой функции у вас получится «промотать» эфир телеканала на 24 часа назад.
- В селах этот сервис вряд ли будет популярным, там же скорость Интернета гораздо ниже?
- Сегодня в селах Интернет предоставляется по технологии EVDO, которая дает скорость 3 Мбит в секунду, также через ADSL и FTTН. Кроме того, в 1 150 в сельских населенных пунктах посредством оптоволоконных линий связи доступ к Интернету уже имеют 3,2 миллиона человек. В следующем году совместно с АО «Казахтелеком» мы планируем начать масштабный проект «С оптикой в село». Его реализация предполагает, что в течение трех последующих лет будет построена оптоволоконная сеть в сельской местности, которая обеспечит еще 3,2 миллиона абонентов доступом к Интернету со скоростью до 20 Мбит в секунду. На начальном этапе планируется обеспечить 2,3 миллиона жителей из 1 328 сельских населенных пунктов, в дальнейшем охватив более 2 600 населенных пунктов.
- Аскар Куанышевич, с момента создания Агентства по связи и информации Вы еще не рассказывали о своих планах. Поделитесь, чем сейчас занимается агентство, в частности в сфере информации?
- Агентством ведется комплексная работа. Большинство задач, которые мы сейчас реализуем, были поставлены Главой государства в госпрограмме «Информационный Казахстан-2020». Это и меры государственной поддержки отечественных СМИ, в том числе интернет-ресурсов, и законодательные нормы, направленные на стимулирование развития рынка, и господдержка печатных СМИ в части перехода в Интернет, увеличение присутствия государственных СМИ в Сети.
Мы запустили «Телегазету», на бесплатной основе создаем сайты для 200 региональных газет и журналов. К тому же сегодня мы уже разработали систему KPI для государственных СМИ, чтобы к концу года можно было оценить их работу и сделать выводы по ее эффективности. В первую очередь будем смотреть на качество и популярность контента. Сейчас, кстати, также пересматриваем концепцию работы Медиацентра в Астане, планируем сделать его более клиентоориентированным, чтобы не только государственные телеканалы могли пользоваться его ресурсом, но и другие участники рынка.
Если говорить про сферу архивного дела, то там тоже планируются значительные изменения. Как в 2010 году мы автоматизировали работу ЦОНов, так сейчас планируем в течение трех лет провести автоматизацию архивов. Результатом этой работы станет значительное сокращение сроков оказания услуг и повышение его качества. К примеру, если сегодня на получение справки из Госархива о подтверждении стажа работы требуется от 1 до 6 месяцев, то после оптимизации и автоматизации внутренних бизнес-процессов этот срок сократится в разы. Исследователи, которые постоянно работают с архивными документами, также ощутят положительные изменения. Им будет предоставлен удаленный доступ к единой базе данных архивных документов республики. Кроме того, много задач перед нами поставлено Главой государства в сфере развития отрасли связи, центров обслуживания населения, «электронного правительства», которые мы сейчас реализовываем.
- Недавно ООН опубликовала рейтинг, в котором Казахстан поднялся на 10 позиций по уровню развития «электронного правительства». С чем Вы связываете такой скачок?
- На этот результат повлиял комплекс факторов: развитие инфраструктуры, автоматизация и оптимизация госуслуг, запуск новых электронных сервисов, рост пользовательской активности. С каждым годом все больше людей понимают преимущества онлайн-общения с госорганами. Думаю, мы прошли точку невозврата, тот момент, когда этот процесс становится необратимым.
Все уже забыли, что справку об отсутствии недвижимости нужно было ждать три дня, что за выписку с пенсионного счета нужно было платить, что на регистрацию бизнеса уходили недели. И хорошо, что забыли. Это стимулирует нас на то, чтобы постоянно работать над оптимизацией и автоматизацией новых услуг, удивляя вас.
В октябре в Астане при поддержке ООН пройдет глобальный форум по развитию «электронного правительства». Предыдущие два года он проходил в Южной Корее, в этом году более 40 руководителей государственных органов, курирующих отрасль информатизации, приедут в Казахстан из разных стран мира, чтобы поделиться опытом, обсудить волнующие вопросы в сфере развития «электронного правительства» и, конечно, увидеть наши достижения. Сейчас готовимся к этому мероприятию, это большая ответственность.
- Чего казахстанцам ждать в этом году, будут какие-то новые е-услуги?
- Мы продолжаем работу по автоматизации госуслуг и разрешительных документов. Сегодня через «электронное правительство» можно получить более 570 услуг и сервисов. Еще 20 новых услуг и сервисов «электронного правительства» появятся в этом году: получение документов на регистрацию залога недвижимого имущества через банки второго уровня, дубликата правоустанавливающего документа на недвижимость, регистрация внесенных изменений и дополнений в учредительные документы и т. д. Также будут автоматизированы еще 140 разрешительных документов.
Помимо этого мы работаем над созданием единого «личного кабинета» гражданина, куда будут приходить уведомления и напоминания различного рода от государственных органов. Это уведомления об изменении правообладания на недвижимость, адресных данных, о необходимости замены удостоверяющих документов, водительских прав, о включении или исключении из реестра должников, которым ограничен выезд за рубеж, о готовности документов в ЦОНе и т. д. Такой же кабинет будет создан и для юридических лиц.
Кроме того, мы прорабатываем с госорганами возможность оказания их услуг по принципу экстерриториальности, чтобы граждане могли получать услуги без привязки к месту жительства. Один из последних примеров - наш опыт с МВД, теперь, как вы знаете, паспорта и удостоверения можно получать в любом ЦОНе, вне зависимости от места регистрации.
Большое внимание с этого года мы начали уделять развитию «мобильного правительства». Это сегодня мировой тренд, весь мир идет в этом направлении. В прошлом году мы запустили мобильное приложение, сейчас в нем доступны 13 электронных услуг и сервисов. В течение двух лет их количество планируем увеличить до 100.
В скором времени через телефон вы сможете получать выписки о состоянии пенсионного счета, о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве, справки о наличии либо отсутствии судимости.
- Мобильное приложение - это и есть то самое «мобильное правительство»?
- Нет, это не совсем то же самое. «Мобильное правительство» - это новый этап развития «электронного правительства», когда гражданин может получить справку или другие госуслуги, информацию о штрафах, налогах через любой мобильный телефон посредством отправки SMS. Концепция «мобильного правительства» предполагает еще более упрощенный формат взаимодействия гражданина и государства. Справку даже не придется распечатывать, она будет приходить в виде уникального номера, который можно указать в анкете или заявлении. На этапе перехода на «мобильное правительство» должна произойти и трансформация электронной подписи - она будет вшита в SIM-карту и станет дополнительным уровнем безопасности при получении ряда услуг, в частности, связанных с проведением транзакций. Безусловно, необходимо будет внести много изменений в законодательство, чтобы все это стало возможным. Сегодня мы уже активно занимаемся работой в этом направлении, обсуждаем возможные варианты с операторами связи.
- Вы упомянули про транзакции. Недавно Премьер-Министр говорил о необходимости создания мобильной платежной системы. Какие у Вас мысли на этот счет?
- Это очень своевременный шаг - нужно начинать работать в этом направлении уже сейчас. В свое время Глава государства дал поручение развивать «электронное правительство», сегодня по уровню его развития мы на 28-м месте в рейтинге ООН среди 193 стран, а население уже ощутило все преимущества электронного общения с госорганами. Так же и в этом случае - чем быстрее мы будем адаптироваться к современным реалиям, тем менее безболезненным для всех будет этот переход. То, что мобильный телефон есть сегодня практически у всех и он становится многофункциональным устройством, - это факт. Мы сейчас анализируем мировой опыт, определяемся с тем путем, по которому мы пойдем, учитывая текущую ситуацию на рынке. На сегодня есть несколько концепций, которые предлагают использовать телефон в виде универсального средства оплаты, максимально удобного и безопасного. Один из вариантов - это объединение банковской карты с SIM-картой, которая, по сути, становится ключом к вашему банковскому счету. Перспективной технологией для проведения мобильных платежей является технология NFC. Это когда достаточно просто приложить телефон к POS-терминалу, чтобы оплатить какую-нибудь покупку. Мобильную электронную подпись, про которую я уже говорил, также можно использовать для проведения транзакций через телефон.
- Вы сказали о мобильных телефонах - я сразу вспомнила Ваше заявление о том, что в Казахстане можно будет переходить от оператора к оператору, оставляя за собой номер. Когда в итоге избавите нас от «мобильного рабства»?
- То, о чем вы говорите, мы называем MNP (Mobile number portability). Уже год вплотную занимаемся этим проектом. Основную подготовительную работу мы провели, сейчас ведутся работы по созданию и администрированию централизованной базы данных абонентских номеров для того, чтобы в 2015 году казахстанские абоненты мобильной связи смогли менять операторов, сохраняя при этом полный номер. Сегодня Казахстан занимает уже 17-е место среди 148 стран по уровню тарифов на сотовую связь, но, думаю, запуск услуги по смене оператора должен повлиять на их дальнейшее снижение и повышение качества связи.
- В прошлом году в Twitter Вы писали о встрече с министром здравоохранения, в ходе которой договорились разместить медиков в специализированных ЦОНах. Как решается этот вопрос?
- Сегодня, вы знаете, у нас открыты пять специализированных ЦОНов, в четырех из них уже работают сотрудники психоневрологического и наркологического диспансеров, которые выдают автовладельцам необходимые справки. В ближайшее время такая возможность появится и у астанчан.
- А как насчет других автомобильных ЦОНов?
- По мере открытия специализированных ЦОНов в других регионах будет появляться возможность сразу на месте получить справку от наркологов и психиатров. К началу 2015 года планируем запустить еще четыре автомобильных ЦОНа - в Кызылорде, Петропавловске, Павлодаре и Талдыкоргане.
- В традиционных ЦОНах планируются ли какие-нибудь изменения?
- Мы ведем постоянную работу с различными госорганами по автоматизации и оптимизации государственных услуг, добиваясь сокращения количества предоставляемых документов, сроков рассмотрения и перевода документов в электронный формат. Таким образом, число услуг и сервисов, предоставляемых через ЦОНы, регулярно растет. Совсем недавно мы вместе с госорганами отобрали 32 новые услуги для предоставления через Центр обслуживания населения в 2015 году. Второе, чему мы сегодня уделяем пристальное внимание, - это качество оказания услуг. В 2010-2011 годах, если помните, мы провели большую модернизацию ЦОНов. Теперь наша задача - постоянно оттачивать этот механизм, доводить уровень сервиса до совершенства. Аналитики ситуационного центра регулярно наблюдают за процессом обслуживания, анализируют причины просрочек и принимают меры. Мы приглашаем тренеров, которые обучают наших сотрудников, среди работников ЦОНов регулярно проводится аттестация. Периодически проводится mystery shopping - с помощью тайных посетителей оценивается качество обслуживания, выявляются проблемы.
- Спасибо большое за интересную беседу!