Контроль за соблюдением единых правил конкуренции на территории ЕАЭС будет осуществлять ЕЭК

После создания Евразийского экономического союза говорят о необходимости создания наднационального антимонопольного органа, действующего на всем евразийском пространстве.

Контроль за соблюдением единых правил конкуренции на территории ЕАЭС будет осуществлять ЕЭК

 

После создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) все чаще говорят о необходимости создания наднационального антимонопольного органа, действующего на всем евразийском пространстве, передает BNews.kz.

О перспективах его появления и принципах работы Евразийский коммуникационный центр поговорил с членом коллегии (министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии(ЕЭК) Нурланом Алдабергеновым.

Нурлан Шадибекович, планируется ли создание наднационального антимонопольного органа ЕАЭС? Почему необходимо появление такой структуры, если Евразийская экономическая комиссия занимается этими вопросами?

29 мая 2014 года главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан договор о Евразийском экономическом союзе.

Согласно статье 76 договора о ЕАЭС контроль за соблюдением правил конкуренции и пресечение их нарушений на территориях государств-членов осуществляют антимонопольные органы государств. В свою очередь Евразийская экономическая комиссия осуществляет пресечение таких нарушений на трансграничных рынках.

Таким образом, Евразийская экономическая комиссия, имеющая статус наднационального органа управления, в том числе в сфере конкурентной политики, является тем специальным органом ЕАЭС по осуществлению контроля за соблюдением единых правил конкуренции и пресечению нарушений общих правил конкуренции, установленных договором о ЕАЭС.

По своей сути, по кругу решаемых задач и по полномочиям Евразийская экономическая комиссия схожа с директоратом по конкуренции Европейской комиссии.

Когда может появиться антимонопольный орган?

Решением Высшего евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 года № 58 Евразийской экономической комиссии переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территории государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. К таким правилам относятся запреты на недобросовестную конкуренцию, антиконкурентные соглашения и злоупотребление доминирующим положением, а с момента ратификации договора о ЕАЭС запреты будут распространяться и на осуществление координации экономической деятельности.

Следует отметить, что указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вступления в силу соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. На сегодняшний день соглашение проходит внутригосударственные процедуры, и вопрос его принятия стоит в самой ближайшей перспективе.

С момента вступления в силу указанных актов и получения Евразийской экономической комиссией полномочий на трансграничных рынках, комиссия правомочно станет тем самым наднациональным антимонопольным органом в рамках Единого экономического пространства.

При этом, как было отмечено, Евразийская экономическая комиссия в своей деятельности не подменяет и не дублирует национальные органы государств-членов, а только обеспечивает соблюдение единых правил конкуренции и пресечение таких нарушений, как ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция на трансграничных рынках на территории двух и более государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Ранее, для определения компетенции комиссии по пресечению нарушений правил конкуренции решением Высшего евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года № 29 были утверждены критерии отнесения рынка к трансграничному, согласно которым для каждого вида запретов установлены четкие критерии.

На территории Евросоюза уже действует подобный антимонопольный орган. Насколько он успешен в своей деятельности? Собирается ли ЕАЭС заимствовать европейский опыт?

В Европейском союзе функционирует директорат по конкуренции Европейской комиссии, который наделен широкими полномочиями и обладает значительными самостоятельными правами при реализации конкурентной политики на территории Европейского союза.

Об успешности деятельности антимонопольного органа Евросоюза свидетельствуют результаты рейтинга эффективности деятельности антимонопольных органов Global Competition Review, формируемого ведущим всемирным изданием по вопросам антимонопольного регулирования. На протяжении нескольких лет Европейская комиссия занимает в нем первое место.

Конечно, мы стараемся использовать в своей деятельности лучшую международную практику в сфере конкурентной политики и антимонопольного регулирования.

Так, решением Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств от 24 октября 2013 года № 50 утвержден модельный закон «О конкуренции». При разработке данного закона была систематизирована лучшая практика применения антимонопольного законодательства как государств — членов ТС и ЕЭП, так и зарубежных стран, в том числе были учтены предложения руководителя комитета по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также закон получил положительную оценку отделения по конкуренции конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Безусловно, при разработке и принятии документов, регламентирующих деятельность Евразийской экономической комиссии, будет использоваться опыт Европейского союза по разработке и применению схожих решений, регламентов и директив, а некоторые из указанных документов широко обсуждаются в Евразийской экономической комиссии с целью заимствования их положений в деятельности ЕАЭС.

Так, например, одной из задач антимонопольного направления в ближайшей перспективе является обнуление внутрисетевого роуминга в рамках ЕЭП, поскольку проведенный сравнительный анализ тарифов операторов связи с использованием роуминга выявил их значительную разницу (тарифы на звонок в роуминге выше в 20-50 раз по сравнению с тарифами международного звонка в домашней сети).

В этой связи комиссии интересен опыт принятия в Евросоюзе единой директивы Европарламента и совета Еврокомиссии от 27 июня 2007 года № 717/2007 «О регулировании роуминга в общественных мобильных телефонных сетях в пределах Европейского союза». Благодаря этому в период с 2006 года по настоящее время в ЕС стоимость услуг в роуминге уменьшилась более чем в 10 раз при неизменности качества предоставляемых услуг.

 

Следите за новостями zakon.kz в: