Легализованные деньги могут пустить на фондовый рынок Казахстана

По приблизительным подсчетам, до конца следующего года, власти планируют легализовать порядка $12 млрд.
Буквально через месяц в Казахстане стартует легализация имущества и капиталов. Это третья подобная акция за всю историю независимого Казахстана. Соотечественники смогут вывести из тени наличность, оффшорные счета, земельные участки и недвижимость за границей. По приблизительным подсчетам, до конца следующего года, власти планируют легализовать порядка $12 млрд. В интервью LS председатель правления АО “Сентрас Секьюритиз” Талгат Камаров рассказал, что легализованные деньги могут направить на развитие фондового рынка Казахстана.

- Талгат Каирбекович, грядущая легализация, о которой объявил глава государства Нурсултан Назарбаев, сейчас интересует многих экспертов и бизнесменов. Как вы думаете, может ли государство направить легализованные деньги на фондовый рынок?

- Думаю, что это вполне реальный план. Если мы посмотрим на правила предстоящей легализации, то все легализованные деньги должны оставаться в Казахстане, чтобы собственники получили право на амнистию. А уже дальше, деньгами можно распоряжаться по-разному. Например, средства можно будет вложить в акции местных национальных компаний, в том числе и с помощью программы «Народного IPO», которая как раз совпадает со временем легализации. Я думаю, что значительная часть денег может легализована таким путем.

- Если говорить в целом о фондовом рынке Казахстана, то одной проблемой вот уже несколько лет остается отсутствие новых игроков. Как вы считаете, почему это происходит?

- Привлечение новых эмитентов на Казахстанскую фондовую биржу – это вопрос времени. «Народное IPO» – это своего рода мастер-класс для негосударственных заемщиков, и это попытка привлечь внимание не только к фондовому рынку нашей страны, но и показать, как можно продать 10% акций уставного капитала, при этом привлечь бесплатные деньги. Хотя по сути, это перераспределение контроля над компанией. С одной стороны, 10% – это маленькая доля для большой корпорации, но с другой стороны – и для этого минимума можно найти своего инвестора.

- Как вы считаете, насколько казахстанский фондовый рынок может быть интересен для иностранных игроков? В частности, для россиян, которых сейчас «гонят» с Запада?

- Я думаю, что наш фондовый рынок привлекателен для многих иностранных инвесторов, в том числе и для россиян. Отмечу, что интерес этот спекулятивный, и чаще всего исходит со стороны российских инвестфондов, которые обращают внимание на недооцененные рынки. И если раньше россияне ориентировались на западные рынки, то с учетом последних изменений в геополитике и введений санкций, сейчас они обратят внимание на казахстанский рынок. Вы, наверное, спросите почему этого до сих пор не происходило? Главным сдерживающим фактором является то, что наш рынок, к сожалению, еще неликвидный. Инвесторы приходя сюда, рискуют столкнуться не только с завышенной стоимость активов, но и в том, что их будет тяжело здесь продать. Как ликвидность подрастет, россияне будут охотнее заходить сюда.

-Как вы думаете, каким образом отразится российско-американский конфликт на казахстанском фондовом рынке? Стоит ли нам опасаться, что санкции косвенно затронут и нас?

Санкции со стороны Запада активно начали активно принимать против России относительно недавно и о том, как они скажутся на самой России и на Казахстане пока никому не ясно. В любом случае, какие-либо ограничения – это тревожный сигнал для всех. Сейчас достоверно точно сказать о том, что произойдёт дальше сложно. В первую очередь, потому что санкции с каждым разом ужесточаются и усугубляют отношения между странами. И если мы будем говорить непосредственно о Казахстане, то пока мы не чувствуем прямого воздействия на наш рынок. Но в будущем нельзя отрицать такого негативного сценария. Во-первых, Россия является нашим крупнейшим торговым партнером и, как следствие, Москва активно вливает свои инвестиции в Казахстан. Но с учетом всех санкций, есть вероятность того, что какие-то планы россиян будут заморожены, а от каких-то планов вовсе придется отказаться. Недавно прозвучало заявление со стороны руководителя «Лукойла» о том, что будут замораживать один инвестиционный проект в Казахстане и, возможно, это происходит в свете этих санкций.

Сейчас все крупные российские компании, которые ранее активно инвестировали в Казахстан, с учетом новых реалий должны пересмотреть свою политику и понять, стоит ли им дальше тратить деньги.

К вопросу об инвестициях. Одна из горячих тем, которая беспокоит многих казахстанских инвесторов – сужение рынка облигаций. Многие компании остались без ключевых игроков – пенсионных фондов. Как вы думаете, какое будущее ждет эта сфера экономики? Неужели мы сейчас наблюдаем ее закат?

- Казахстанский рынок облигаций претерпел значительные изменения после объединения пенсионных фондов. Теперь самый крупнейший инвестор в лице Единого пенсионного фонда занимает консервативную позицию. Аппетит на корпоративные облигации сейчас резко снизился. Остальные инвесторы в лице банков и страховых компаний взяты под жесткий регуляторный контроль со стороны Национального банка. И, соответственно, под этим надзором и по новым требованиям им сложно покупать корпоративные облигации. Тем самым, рынок облигаций стремительно снижается. Тем более в обществе сейчас вновь витают девальвационные настроения. Инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в тенговые облигации только на короткие сроки, а на длинные сроки в облигации, деноминированные в долларах США. Поэтому сейчас национальные компании Казахстана, которые являются надежными заемщиками по облигациям, сейчас больше занимают на международных рынках. Часть инвесторов уходит с местного рынка в международные рынки и вкладывает в корпоративные облигации уже через международные рынки капиталов, в том числе и в казахстанские – такие как «Казахстан темир жолы», «Агрохолдинг» и «Самрук-Энерго».

Что касается местного рынка облигаций, который деноминирован в тенге, его возрождение возможно только путем вовлечения частных инвесторов. Но сейчас ситуация такова, что банкам был предоставлен специальный режим привлечения депозитов, по которому максимальная ставка депозитов ограничена – 10%. Это довольно высокая ставка и, соответственно, в таком режиме, депозиты выглядят привлекательными для казахстанцев. По параметрам ликвидности и доходности, депозиты находятся на первом месте, с точки зрения предпочтения инвесторов. Поэтому, когда выпускали корпоративные облигации на местном рынке в тенге на средний и длительный срок, инвесторам необходимо будет предложить доходность не менее 12% для того, чтобы склонить интерес к себе. Но эта ставка, по сравнению с ранее действующей, когда действовали пенсионные активы 8-10%. Корпорации, которые могли бы выпускать облигации, пока не готовы выпускать облигации по таким завышенным ставкам, перескакивая с 9% до 12%. Продолжится стагнация – объемы будут снижаться, действующие выпуски будут со временем погашаться и вырождаться. Но до нуля не дойдет и остановится на каком-то определенном минимуме. Возрождение можно увидеть, если частные инвесторы увидят перспективу в рынке облигаций. Но полного «умирания» рынка облигация я не вижу.

В декабре в Казахстане стартует вторая волна «Народного IPO». Как вы считаете, насколько акции KEGOC привлекательны по сравнению с «КазТрансОйл», который дебютировал два года назад?

- KEGOC решил выставлять свои акции при помощи госфонда «Самрук-Казына». Думаю, что эта программа будет интересной прежде всего обычным казахстанцам. Это доступный способ вложений и возможность заработать больше, чем на депозитах. В противном случае, я думаю, не нужно было затевать эту программу. Приумножить свой капитал можно не только на курсовой стоимости акций, но и на дивидендах. У государства стоит цель – привлечь как можно больше новых инвесторов. Но здесь возникает конфликт интересов – либо продать подороже, либо привлечь больше людей. На примере размещения «Казахтелекома» видно, что тогда государство не услышало интересы населения. Тем самым выиграв от продажи акций, он проиграл в имиджевом плане. Уже на первом этапе IPOв отношении «КазТрансОйла», прежде всего, были учтены интересы граждан – акции продавались по ниже рыночной цене. И если пойдет по такому же сценарию, ожидания от второй волны IPO будут высокими. Вполне вероятно, что можно ожидать, что краткосрочные акции вырастут на 10-20% в первые месяцы.

Ирина Ярунина
Следите за новостями zakon.kz в: