Частный бизнес более эффективен: Приватизация госпредприятий необходима для сохранения высоких темпов экономического роста
Наряду с сомнениями, высказываемыми по поводу прозрачности и справедливости процедур продажи объектов госсобственности, есть и скептическое отношение к идее передачи этих объектов в конкурентную среду. Многие казахстанцы считают, что лучше было бы оставить эти предприятия в собственности государства, мотивируя это тем, что так легче контролировать и управлять ими.
Но не случайно, в своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, Президент Нурсултан Назарбаев отметил, говоря о необходимости широкомасштабной приватизации: «Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста. Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера».
Общепризнанно, что в большинстве сфер экономики частный собственник работает эффективнее, чем государственный менеджер. Частник не связан, подобно госуправленцу, множеством инструктивных и директивных документов, обязывающих согласовывать каждый шаг с вышестоящим руководством. Поэтому частник может оперативно решать возникающие проблемы, быстрее реагировать на конъюнктурные изменения, эффективнее расходовать средства. Личная заинтересованность в успехе бизнеса делает частника, по сравнению с госуправленцем, не подверженным коррупции и мотивирует на экономию ресурсов.
Эффективность частного предпринимательства наглядно проявляется в работе многих производств и объектов, переданных в конкурентную среду еще на первом этапе приватизации, в 1990-е годы. В Казахстане тысячи компаний, образовавшихся в результате приватизации госпредприятий, успешно работают - как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Многие из них превратились в национальные бренды. Можно привести несколько примеров того, как динамично развивается производство, переданное в частный сектор.
Зерендинское государственное пассажирское предприятие на праве хозяйственного ведения «Жолаушы» было создано в 1994 году в результате реструктуризации Зерендинского автотранспортного предприятия в тогдашней Кокшетауской области. На балансе ГП «Жолаушы» имелось 15 автобусов марки Паз и Лаз, 2 единицы грузового транспорта, ремонтная зона, автостанция. Численность работников составляла 56 человек. В 1997 году предприятие было продано ТОО «Рейн». С тех пор оно является одним из ведущих в своей сфере деятельности на территории Зерендинского района и области. Сфера деятельности расширена, построена автозаправочная станция. Созданы дополнительные рабочие места, численность работников увеличилась до 129 человек. ТОО «Рейн» принимает активное участие в реализации социальных программ района.
Административно-хозяйственное здание станции юных туристов в городе Тараз в 1999 году было безвозмездно передано ТОО «ЛАФ». Кроме того, в 1997 году компания приобрела полуразрушенное здание, также в Таразе. За постприватизационный период на территории данных объектов построены: 3 станции технического обслуживания; цех вулканизации; цех компьютерной диагностики автомобилей; автомойка; цех пошива чехлов для автомобильных сидений; 2 магазина автозапчастей; сауна-гостиничный комплекс; бассейн; ресторан «Сагюр»; трехэтажный производственный цех; гаражи; административное здание. Кроме того, налажена линия по модернизации и оснащению дополнительным оборудованием автомобилей, которая является уникальной в этой сфере. На сегодня ТОО «ЛАФ» создало на данных объектах 250 рабочих мест.
На базе Костанайской кондитерской фабрики в 1993 году создано АО «Баян Сулу», которое оснастило предприятие новейшим оборудованием. Сегодня здесь обеспечены работой 900 человек, ассортимент продукции возрос до 200 наименований. Ежегодно предприятием производится и реализуется кондитерских изделий на сумму свыше 12 млрд тенге, которые пользуются спросом не только в Казахстане, но и за его пределами - в России, Узбекистане, Азердбайжане, Германии, Туркмении, Киргизии, Таджикистане.
Что касается прозрачности процедур приватизации, то, как известно, электронная система торгов, через которую планируется продать все объекты второй волны, исключает непосредственные контакты продавца с покупателем и клиентов с клиентами и вероятность их сговора. Поэтому жалоб на допущенные нарушения от участников электронных торгов не поступает - нет поводов.
В случае, если приватизируемые объекты оказывают определенные социальные услуги, то госорганом, продавшим объект, ставятся условия по его дальнейшему использованию.
Гособъекты, приватизированные в рамках второй волны, будут находиться под государственным контролем в течение 5 лет.
Автор: Мейрамбек Байгарин