Казахстан пока не может нарастить экспорт в Россию или в другую страну, так как отечественные предприятия не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка молочной продукцией, мясом, овощами и фруктами. Таким мнением с LS поделилась вице-президент Союза пищевых предприятий Казахстана Айжан Наурзгалиева.
А.Наурзгалиева обратила внимание на то, что доля сельского хозяйства в структуре ВВП Казахстана с 1990 года сократилась почти в шесть раз, доля отечественных сельхозтоваров во внутреннем потреблении с трудом достигает 20%.
«Казахстан, который в советские времена обеспечивал значительную часть потребности СССР в мясе, потерял свой статус ведущего поставщика. По данным Агентства РК по статистике, экспорт мяса и мясопродуктов за этот период (последние 20 лет) сократился в 615 раз — с 184,5 тыс. до 0,3 тыс. тонн. Тогда, как по итогам 2013 года предприятия по переработке сельхозсырья произвели 5% республиканского объема промышленного производства и 16,5% -обрабатывающей промышленности», – сообщила она.
Основную долю в производстве пищевых продуктов в Казахстане занимают следующие отрасли: зерноперерабатывающая – 23,5%, молочная – 16,3%, хлеб и хлебобулочная – 15,3%, мясоперерабатывающая – 13,4%, плодоовощная – 8,1% и масложировая – 7,8%.
Общий объем рынка продуктов питания в 2013 году, по данным агентства РК по статистике, составил около $4 млрд. Из них на долю отечественных производителей пришлось $973 млн, остальное было импортировано.
Как отметила А.Наурзгалиева, в основном, это были кондитерские изделия – $544,6 млн, молочные продукты – $419,5 млн, сахар – $240,5 млн, мясо птицы – $186,1 млн и плодоовощные консервы – $155,6 млн. На эти основные группы продуктов питания приходится более 60% всего импорта.
«Продовольственная самообеспеченность страны составляет всего 75%. Это означает, продовольственная безопасность не обеспечена. Страны, в которых импорт продовольствия превышает 16% от внутренних потребностей, наиболее подвержены продовольственным кризисам, нежели те, которые производят продукты в достаточном количестве, – подчеркнула А.Наурзгалиева, – Чиновники могут возразить, что, дескать, подобный импорт имеет не вымещающую, а замещающую природу. То есть, мы завозим в страну только такие категории продуктов, которые не имеем возможности производить сами – из-за географического положения, климатических особенностей, удаленности от океана».
Собеседница LS согласна, с тем, что в отдельных случаях, когда, например, речь идет о бананах и морепродуктах, этот тезис обоснован. «Но он делается абсолютно несостоятельным, когда мы видим, что в структуре импорта есть мясо, колбасы, молочные продукты, кондитерские изделия, неэкзотические фрукты, жиры и масла животного и растительного происхождения, обыкновенные помидоры и огурцы, и консервы из них», – сказала А.Наурзгалиева.
Асель Маратова