Казахстанские эксперты, между тем, прогнозируют новые скачки цен на популярные марки бензина. По мнению специалистов, вчерашнее подорожание топлива не решило основных проблем этой отрасли. Республика все еще зависит от российских производителей.
Директор недавно созданного в Павлодаре таксопарка со вчерашнего дня ломает голову над неразрешимой задачей. Половину автомобилей Олег Саяпин купил в кредит, по которому ежемесячно выплачивает крупную сумму. Чтобы не работать в убыток после произошедшего подорожания топлива, ему необходимо повышать цену на свои услуги, одновременно делая их недоступными для своих клиентов.
ОЛЕГ САЯПИН, директор таксопарка:
- Мы в данное время в замешательстве. Резкий скачок цен плохо сказывается на нас. Водители в панике, говорят, задирать цену надо за проезд. Но в данный момент мы ответа дать не можем. Цены оставим прежними. Никакого изменения пока не будет.
Напомним, ценники на казахстанских заправках изменились накануне вечером. Теперь за литр самого популярного 92-го бензина вместо прежних 115 водителям приходится платить 128. Такой скачок цен напугал не только автолюбителей, но и простых обывателей.
Блиц-опрос:
- Проезд может подорожать. Естественно, цены на продукты питания, потому что их же надо возить.
- Хочется наоборот, чтобы лучше. Позитив какой-то был. А у нас все дороже, дороже все.
- Я так думаю, что правительству все равно, что будет с народом. Они только о себе думают. Никто ничего не контролирует.
Впрочем, опасения относительно возможной инфляции поддерживают не все. Президент алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев признает, что ожидал большего подорожания. А поскольку цены поднялись всего на десять процентов при сохранении стоимости дизельного топлива, особых катаклизмов на рынке он не прогнозирует.
ВИКТОР ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:
- Повышение произошло плюс-минус десять процентов. Это не критично, не смертельно. Никакого влияния на экономику это не окажет, потому что сейчас бензин догнал опущенную национальную валюту.
Тем временем, отечественные эксперты считают, что новые ценники на казахстанских заправках продержатся недолго. Связано это с тем, что Казахстан все еще сильно зависит от привозного бензина. В первую очередь, российского.
СЕРГЕЙ СМИРНОВ, экономист:
- Оптовая цена одного литра на казахстанско-российской границе стоит 125 тенге, плюс сюда надо добавить транспортные расходы, расходы на хранение, операционные расходы. Суммарно получается, в розницу надо продавать где-то около 150 тенге.
ТИМУР ЕРМАШЕВ, корреспондент:
- А пока отечественные автолюбители привыкают к новым ценникам, эксперты гадают о дате следующего подорожания, и в этом вопросе единого мнения у них нет. Если одни считают, что в следующий раз топливо может подняться в цене следующей весной, то другие полагают, что произойти это может уже нынешней осенью. И лишь в одном специалисты единогласны: топливный рынок Казахстана будет лихорадить до тех пор, пока республика зависит от российских производителей.