Плюсы и минусы моратория на бизнес-проверки

Многие предприниматели восприняли мораторий как индульгенцию на любые нарушения законов и правил.
Действующий в республике мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства значительно облегчил жизнедеятельность десятков тысяч бизнесменов. Пожалуй, никогда еще в Казахстане не создавались такие комфортные условия для развития данного экономического сектора. В то же время многие предприниматели восприняли мораторий как индульгенцию на любые нарушения законов и правил.

Жить стало легче
Запрет на беспорядочные проверки должен был освободить предпринимателей от огромного числа гостей в виде контролеров и инспекторов из всевозможных государственных служб. 

– Последние десять лет в стране много говорилось о сокращении плановых и внеплановых проверок, – высказывает свою точку зрения представитель жамбылского ТОО Малик Джумаев. 

– Но на деле ничего не менялось. Визиты представителей различных ведомств не прекращались. 

Показательный пример: в то время когда мы закрывали в налоговом комитете «пустографки» (форму налоговой отчетности, подтверждающей отсутствие или приостановление деятельности субъекта), к нам вообще никто не приходил. Но стоило задействовать производство, и тут же гурьбой пошли контролеры!

По словам Малика, особенно нелегко начинающим предпринимателям. 

– Каждый звонок секретаря о том, что у нас гости с проверкой, приводил меня к стрессу, – рассказывает он. 

– Я бросал все дела, садился в машину и ехал сразу же в офис. Больше всего я боялся штрафов. Они для предпринимателей чувствительные. К примеру, за выдачу товара без чека или отсутствие контрольно-кассового аппарата приходилось расплачиваться сполна. Даже если у тебя есть такой аппарат, то и с ним ты работаешь со страхом. Малейшая неточность – и тебе грозят штрафы в несколько сот тысяч тенге! То же самое со сдачей в налоговый комитет отчетов. 

Промедлишь несколько дней – и снова штраф! В конце концов предприниматель приходит к выводу, что нужно поберечь нервы и закрыть свое дело.

Другой хозяйственник – Дуйсенбек Ибиналиев – сообщил о целой серии проверок со стороны различных органов после случившегося конфликта с одним из городских руководителей. Апогеем визитов стали доначисления городской налоговой инспекции, перевалившие сумму в 100 миллионов тенге. Было это несколько лет назад, когда никакие моратории еще не действовали.

Свободное плавание 
Малик Джумаев не скрывает, что именно из-за страха крупных штрафов ему не раз приходилось «задабривать» инспекторов. Иногда все ограничивалось совместным обедом за счет предпринимателя, иногда – денежным вознаграждением. Все же это дешевле, чем выплачивать штраф. 

Именно сейчас, когда полностью запрещены любые проверки бизнесменов, Малик почувствовал свободу. 

– Теперь к нам даже СЭС не заглядывает, – утверждает он. 

– Хотя, справедливости ради, в последнее время со стороны санитарных врачей исчезли грубые придирки. Теперь они не выдумывают проблемы на ровном месте. Если у вас нет грязи в производственном процессе, нет технологических нарушений, то проверяющий не спешит придумать предписание. 

Словом, чувствуется, что объявленный мораторий благотворно повлиял на работу бизнесменов, которых избавили от визита назойливых инспекторов. А это главным образом сэкономленные деньги, время и нервы. 

Правда, порой бизнес проявляет излишние свободолюбие и самоуверенность. Некоторые руководители ТОО уж чересчур прохладно стали относиться к собственному делу. Так, сегодня таразцы отмечают резкое ухудшение качества товаров и услуг. В особенности это касается колбасных изделий. Мясная продукция без стеснения разбавляется соей или наполнителями, но порой встречаются и факты погорячее. Жительница Тараза, к примеру, обнаружила в купленной сардельке сваренную муху. С возмущением она позвонила в СЭС, но там отказались выезжать на место – мол, мораторий, проверить не можем.

А вот читательница газеты «Литер» Калыкуль Махмудова рассказывает о том, как бесплодно она борется с мусоровывозящей компанией. Ее представители неделями могут не вывозить мусор, а потом приезжают и сжигают накопившийся хлам. При этом весь двор вынужден задыхаться в дыму.

– Я обратилась в несколько инстанций, в том числе прокуратуру, чтобы они навели порядок, – говорит женщина. 

– И что же? Везде слышу ответ: ТОО не подлежат проверке в данное время! Приходится нам жить в грязи и в черном дыму. 

Еще один таразец вынужден был две недели сидеть без услуг кабельного телевидения, хотя оплата была произведена за месяц вперед. На его неоднократные просьбы навести порядок с оказанием услуги руководители ТОО никак не реагировали. Тогда гражданин решил обратиться в прокуратуру, но… мораторий!

Таких частных случаев, свидетельствующих об ухудшении качества товаров и услуг, можно привести немало. 

Продолжение следует?
Недавно в Таразе обнаружены подпольные цеха по производству напитков. Уповая на мораторий, граждане наладили свою работу без всякой регистрации в госорганах, и теперь им грозит реальный срок. 

По данным областной прокуратуры, активизировали свою деятельность лжепредприниматели. Недавно были вычислены несколько таких ТОО. Мораторий не спас их от уголовного преследования, так как отнести мошенников к категории бизнесменов нельзя. Ведь на самом деле никакой предпринимательской деятельностью они не занимаются, выписывая контрагентам лишь одни счета без предоставления услуг. Такие факты надзорный орган обещает пресекать, несмотря на мораторий, ведь государственный бюджет несет миллиардные убытки. С начала моратория уже заведено восемь уголовных дел в отношении граждан, занимавшихся незаконной предпринимательской деятельностью. 

По словам директора филиала нацпалаты предпринимателей Асана Кошмамбетова, объединение намерено поддерживать и защищать права только тех субъектов, кто работает в правовом поле. 

– В целом же бизнес-сообщество готово работать в условиях саморегуляции, – считает он.

 – А принимаемые законодательные меры позволят сформировать политику предупреждения и поощрения добросовестных предпринимателей, а не наказания по любому поводу.

Того же мнения придерживается и Малик Джумаев.

– Пусть государство оставит возможность проверок только после обращения граждан, но при этом снизит суммы штрафов, – говорит он. 

– Тогда появится возможность общественного контроля над качеством товаров и услуг. В таких условиях можно работать и развиваться.  

Следите за новостями zakon.kz в: