Казахстанские автомобилисты спасаются от бензинового кризиса переходя на газ. Как сообщили LS представители казахстанских фирм, занимающихся установкой газового оборудования на автомобили, спрос на данную услугу в последнее время стал расти.
Так, менеджер группы компаний «Бейбарс газ» Марина Четыркина заявляет, что количество желающих переоборудовать свой автомобиль увеличилось примерно в три раза. «То есть, если раньше в очередь водители записывались за неделю, то теперь попасть в автосервис можно не раньше 10 октября. Мы даже решили привлечь дополнительных мастеров», — подчеркивает М.Четыркина.
Такая ситуация, по словам М.Четыркиной, наблюдается только в городе Алматы. В филиалах организации, расположенных в Астане, Таразе и Шымкенте такого ажиотажа нет. Представитель компании «Бейбарс газ» считает, что увеличение спроса связано с дефицитом бензина в мегаполисе и ростом цен.
По данным М.Четыркиной, в настоящее время газобаллонное оборудование можно установить на сумму от 150 тыс. тенге и выше. «В основном, устанавливают итальяно-польскую начинку. Пока повышения стоимости процедуры не наблюдается, однако производители газовых установок могут взвинтить цену из-за увеличивающегося спроса», — добавила она.
Генеральный директор ТОО «Green car» Владимир Макеев также отмечает высокую стоимость установки газового оборудования. По его мнению, желающих перейти на газ могло быть еще больше, если бы цена на услугу была несколько ниже. Поэтому компания рассматривает вариант установки в кредит. Выход из ситуации В.Макеев видит также в государственном субсидировании.
«В Германии и Италии государство возмещает до 90% расходов по установке газового оборудования. И это правильно — нужно поощрять переход на газ. А у нас только призывы. Можно, например, освобождать от налога на автомобиль на год, владельцам транспортных средств уже было бы интереснее вкладывать свои деньги в газобаллонное оборудование», — пояснил собеседник LS.
В свою очередь председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков сообщает, что для вмешательства в конструкцию авто требуется разрешение производителей.
«Есть специальный стандарт, по которому внесение изменений в конструкцию автомобиля должно сопровождаться разрешением производителей транспортного средства. Допустим, корпорация Toyota разрешит ли вмешиваться в конструкцию автомобиля, который они 10 лет создавали, проводя всякие эксперименты? А какой-нибудь дядя Федя в мастерской что-то открутит. Так что это большой вопрос. И фактически все, что сейчас переоборудовано на газ, все это не имеет разрешения от производителей. Я так предполагаю, потому что серийно ни один из производителей таких автомобилей не выпускает, значит, есть причины, по которым они не этого не делают», — комментирует эксперт.
При этом Э.Эдоков отмечает, что автопроизводители перед массовым выпуском для избежания возможных поломок проводят краш-тесты. Однако такие проверки не были проведены с газовым оборудованием, что значит, при серьезной аварии резервуар с газом может только усугубить ситуацию.
«Установка газобаллонного оборудования – это внедрение в систему подачи топлива. Как все это поведет себя в случае ДТП, никто не знает. Соответственно, вся конструкция, даже если она произведена высококвалифицированными специалистами, потенциально опасна. Ведь это дополнительный резервуар, где хранится газ. Он очень тяжелый, это изменяет вес машины, изменяет нагрузку на ось. Так что это сложный процесс, и переходить на газ, только потому, что это дешевле и экологичнее, не стоит», — рекомендует Э.Эдоков.
Кроме того, Э.Эдоков выделяет проблему отсутствия инфраструктуры и недостаточное количество газовых заправок, и прогнозирует возможное подорожание газа в будущем, что приведет к дополнительным расходам и низкой окупаемости установки дорогого газового оборудования.
Напомним, что 22 августа предельные розничные цены на самые ходовые виды топлива в Казахстане АИ-92/93 повысились на 11,3% — до 128 тенге за литр с учетом НДС. Стоимость дизельного топлива составила 115 тенге за литр, АИ-80 – 89 тенге.
Любовь Мироедова