Экспертиза и сертификация-неотделимые друг от друга процессы
Мероприятие проходило в формате видеоконференции с участием всех региональных представителей бизнеса. В дискуссии приняли участие непосредственно потребители услуги, т.е. отечественные товаропроизводители, а также экспертные организации, осуществляющие услуги по экспертизе происхождения товара в рыночных условиях.
На кону - главный вопрос: кто должен проводить экспертизу происхождения товара. По мнению участников круглого стола, эти функции должны быть переданы Национальной палате предпринимателей, которая уже с 12 июля сего года занимается выдачей сертификатов происхождения товара. Как считает большинство, обе эти процедуры должны осуществляться в едином уполномоченном органе.
К слову, эта дилемма существует с декабря прошлого года, и вопрос обсуждался на разных уровнях и совещаниях. Правительство неоднократно давало поручения - рассмотреть предложения и выработать консолидированное мнение совместно с госорганами и заинтересованными организациями и предприятиями, поскольку все чаще поступают жалобы на выданные сертификаты для «псевдопроизводителей».
Стоит отметить, что госорганы склоняются к единому мнению о том, что функции по проведению экспертизы и выдаче сертификатов происхождения товара должен проводить единый уполномоченный орган в лице НПП. Впрочем, Правительство считает, что данный вопрос следует изучить с учетом мнения участников рынка.
Опрос более 300 предпринимателей показал, что отечественные товаропроизводители в большинстве своем считают правильным, если действующую двухэтапную процедуру объединят в одном уполномоченном органе. По их мнению, это позволит сократить как временные, так и финансовые затраты, а также исключит дублирование процессов и предоставление двойного пакета документов.
Кстати, в странах Таможенного союза все процедуры по оформлению сертификатов осуществляют Торгово-промышленные палаты и исключительно их структурные подразделения, поскольку это неотделимые друг от друга процессы. То есть по результатам экспертизы оформляется непосредственно сертификат, и за их достоверность ответственность несет один уполномоченный орган.
У нас же, как показывает практика, акты экспертов-аудиторов не всегда соответствуют нормам происхождения. И при этом эксперты-аудиторы не несут ответственности за выдаваемые сертификаты, ограничиваясь административной ответственностью за выданный акт экспертизы.
«Еще одним немаловажным аргументом является то, что, в конечном итоге, за выданный сертификат отвечает непосредственно уполномоченный орган и с него весь спрос. Именно он ставит печать и подпись, гарантируя достоверность информации, при этом основываясь на экспертном заключении сторонних организаций, которые даже не подвергаются ежегодному контролю со стороны госоргана», - сказала по этому поводу директор Центра сертификации происхождения товаров НПП Нуржамал Султанова.
Стоит учесть и ценовой вопрос. Если стоимость одной экспертизы составляет от 20 до 200 тысяч тенге в рыночных условиях, то в НПП сертификат можно приобрести за 3 704 тенге (2 МРП).
Между тем экспертные организации, которые и занимаются в данное время экспертизой происхождения товара, считают, что объединение двух услуг может привести к ухудшению их качества, а также к увеличению сроков и очередям за получением сертификатов. Кроме того, они обеспокоены тем, что эксперты-аудиторы останутся без работы. Но, пожалуй, одним из основных аргументов является то, что передача экспертизы приведет к монополизации, что, по их мнению, напрямую нарушает интересы субъектов рынка и противоречит добросовестной конкуренции.
Впрочем, отечественные товаропроизводители так не считают. Напротив, они поддерживают инициативу НПП, считая ее своевременной. По их словам, зачастую им приходится сталкиваться на рынке с псевдопроизводителями, которые так же, как и добросовестные предприятия, имеют сертификаты «СТ-КZ», что позволяет им участвовать и выигрывать в госзакупках. Вот и ответ, почему отечественная промышленность так слабо развивается.
Как отметила Нуржамал Султанова, объединение процедур приведет к уменьшению документооборота, сокращению двухэтапной процедуры и исключению дублирования работы экспертов-аудиторов и уполномоченных лиц. «Также объединение экспертизы и сертификации позволит внедрить принцип одного окна для данного вида услуги, что так успешно зарекомендовало себя в Казахстане», - отметила руководитель Центра сертификации происхождения товаров.
Помимо этого, НПП, в рамках своей компетенции, обеспечит общественный контроль непосредственно за деятельностью уполномоченного органа по выдаче сертификатов, что позволит объективно оценивать состояние оказываемых услуг, в том числе регулирование ценообразования на всей территории РК.
К слову, все опасения частных экспертных организаций, что их сотрудники останутся без работы, беспочвенны. Нацпалата заверяет, что в случае принятия решения о передаче экспертизы в уполномоченный орган по выдаче сертификатов, все действующие и квалифицированные эксперты-аудиторы в дальнейшем будут трудоустроены.
В связи с этим Заместитель Председателя Правления НПП Гульнар Курбанбаева поручила проработать вопрос с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК для получения разъяснений в области законодательства о конкуренции.
«Если не будет достигнуто консенсуса по рассматриваемому вопросу, то решение будет приниматься на уровне Президиума НПП», - добавила Гульнар Курбанбаева.