Порядок налогообложения доходов физического лица в отдельных случаях

Трудовыми иммигрантами определены иммигранты, прибывшие в РК в качестве домашних работников с целью выполнения работ у работодателей - физических лиц на основании разрешения трудовому иммигранту.

Порядок налогообложения доходов физического лица в отдельных случаях

 

Налоговый департамент по Восточно-Казахстанской области доводит до сведения, что Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2013 года № 153-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции» (далее - Закон), действующее законодательство дополнено новыми положениями, регулирующими деятельность трудовых иммигрантов.

Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов. В частности, в Трудовой кодекс Р К, Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в Кодекс РК «Об административных правонарушениях», в Закон РК «О миграции населения», в Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан», в Закон РК «О правовом положении иностранцев», в Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», в Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», в Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления».

Так, в соответствии с подпунктом 4 статьи 34 Закона РК «О миграции населения» трудовыми иммигрантами определены иммигранты, прибывшие в РК в качестве домашних работников с целью выполнения работ (оказания услуг) у работодателей - физических лиц на основании разрешения трудовому иммигранту.

При этом, пунктом 1 статьи 214 Трудового кодекса РК домашними работниками признаются работники, выполняющие работы (оказывающие услуги) у работодателей - физических лиц в домашнем хозяйстве, которое ведется одним или несколькими членами семьи, если работы (услуги) выполняются (оказываются) не в целях извлечения дохода работодателем и (или) для работодателя.

Подпунктом 23 статьи 1 Закона РК «О государственной статистике» под домашним хозяйством определен экономический субъект, состоящий из одного или более физических лиц, проживающих совместно, объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество и совместно потребляющих товары и услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43-1 Закона о миграции разрешение на временное проживание трудовым иммигрантам выдается и продлевается органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РК, на срок действия разрешения трудовому иммигранту. Согласно пункту 1 статьи 43-2 Закона о миграции разрешение трудовому иммигранту будет выдаваться на срок, указанный в заявлении иммигранта, и может составлять один, два или три месяца. По заявлению иммигранта разрешение может неоднократно продлеваться на срок, указанный в заявлении. При этом максимальный срок непрерывного временного проживания трудового иммигранта в Республике Казахстан не может превышать двенадцать месяцев.

Пунктом 5 статьи 43-2 Закона о миграции предусмотрен запрет заключения трудового договора по выполнению работ (оказанию услуг) одним работодателем - физическим лицом в домашнем хозяйстве одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами, а также пунктами 5 и 6 статьи 396 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» предусмотрено привлечение к административной ответственности работодателя-физического лица за нарушение данной нормы.

Налогообложение трудовых иммигрантов-нерезидентов

В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Налогового кодекса в целях налогообложения резидентами РК признаются физические лица, постоянно пребывающие в РК или непостоянно пребывающие в РК, но центр жизненных интересов которых находится в РК.

При этом, пунктом 2 статьи 189 Налогового кодекса определено, что физическое лицо признается постоянно пребывающим в РК для текущего налогового периода, если оно находится в РК не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Нерезидентами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 190 Налогового кодекса признаются лица, не являющиеся резидентами в соответствии с положениями статьи 189 Налогового кодекса.

Положения по налогообложению трудовых иммигрантов, являющихся резидентами или нерезидентами РК определены соответственно статьями 184 и 204 Налогового кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 204 Налогового кодекса трудовые иммигранты, являющиеся домашними работниками-нерезидентами, по доходам, полученным (подлежащим получению) по трудовым договорам в течение налогового периода, производят уплату предварительного платежа по ИПН в размере 2-кратного размера МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, за каждый месяц выполнения работ (оказания услуг) соответствующего периода, указанного трудовым иммигрантом, являющимся домашним работником-нерезидентом, в заявлении на получение (продление) разрешения трудовому иммигранту.

Уплата предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу производится трудовым иммигрантом, являющимся домашним работником-нерезидентом, по месту пребывания до получения (продления) разрешения трудовому иммигранту.

По окончании налогового периода трудовые иммигранты, являющиеся домашними работниками-нерезидентами, производится исчисление суммы ИПН путем применения ставки 10% к облагаемой сумме дохода.

Облагаемая сумма дохода определяется как сумма доходов, полученных (подлежащих получению) от выполнения работ (оказания услуг), уменьшенная на сумму МЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, исчисленную за каждый месяц выполнения работ (оказания услуг) соответствующего периода, указанного в разрешении трудовому иммигранту.

В случае, если сумма уплаченных в течение налогового периода предварительных платежей по ИПН меньше исчисленной суммы ИПН за отчетный налоговый период, то трудовой иммигрант, являющийся домашним работником-нерезидентом, обязан по месту пребывания не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, представить Декларацию по ИПН и уплатить сумму разницы не позднее десяти календарных дней после срока представления такой Декларации.

При превышении суммы уплаченных в течение налогового периода предварительных платежей над исчисленной суммой ИПН, сумма такого превышения не признается суммой излишне уплаченного ИПН и не подлежит возврату или зачету.

При этом в случае выезда за пределы Республики Казахстан трудового иммигранта, получившего доходы, в течение налогового периода, декларация (декларации) по ИПН представляется (представляются) до даты выезда такого лица за пределы Республики Казахстан.

В случае признания резидентом трудового иммигранта, являющегося домашним работником, применяется порядок налогообложения, установленный статьей 184 Налогового кодекса.

Налогообложение трудовых иммигрантов-резидентов

В соответствии с подпунктом 3-1 пункта 1 статьи 184 Налогового кодекса доходы трудовых иммигрантов относятся к прочим доходам, подлежащим налогообложению.

Также пунктом 2-1 статьи 184 Налогового кодекса предусмотрена уплата трудовым иммигрантом предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу в размере 2 МРП, за каждый месяц выполнения работ (оказания услуг) периода, указанного трудовым иммигрантом в заявлении на получение (продление) разрешения.

При этом предусмотрено, что сумма предварительных платежей, уплаченная в бюджет в течение налогового периода, трудовым иммигрантом, являющимся домашним работником, который признан резидентом Республики Казахстан, зачитывается в счет уплаты индивидуального подоходного налога, исчисленного за отчетный налоговый период.

В случае, если сумма уплаченных в течение налогового периода предварительных платежей по индивидуальному подоходному налогу превышает сумму индивидуального подоходного налога, исчисленную за отчетный налоговый период, то сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного индивидуального подоходного налога и не подлежит возврату или зачету.

В случае, если сумма уплаченных в течение налогового периода предварительных платежей по индивидуальному подоходному налогу меньше суммы индивидуального подоходного налога, исчисленной за отчетный налоговый период, то исчисление индивидуального подоходного налога отражается в декларации по индивидуальному подоходному налогу  и уплата индивидуального подоходного налога по Декларации по итогам налогового периода осуществляется трудовым иммигрантом, являющимся домашним работником-резидентом Республики Казахстан, по месту пребывания не позднее десяти календарных дней после срока представления Декларации.

Кроме того, пунктом 2 статьи 186 Налогового кодекса предусматривается порядок и сроки представления Декларации трудовыми мигрантами.

Декларация представляется трудовыми иммигрантами в случае превышения суммы индивидуального подоходного налога, исчисленной за отчетный налоговый период, над суммой предварительных платежей по индивидуальному подоходному налогу, в налоговый орган по месту пребывания не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

При этом, в случае выезда за пределы Республики Казахстан трудового иммигранта, получившего доходы, в течение налогового периода, декларация (декларации) по индивидуальному подоходному налогу представляется (представляются) до даты выезда такого лица за пределы Республики Казахстан.

Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов трудовых иммигрантов

Перечисление индивидуального подоходного налога, не облагаемого у источника выплаты, с доходов иностранных граждан производится на код бюджетной классификации (КБК) 101205 «Индивидуальный подоходный налог с доходов иностранных граждан, не облагаемых у источника выплаты».

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: