Из-за этого те немногие реальные производства, которые здесь есть, не могут развернуться в полную силу. Нет инженерной инфраструктуры. Вернее, она есть – на бумаге. А теперь и её придётся отменять как недействительную. Истинная потребность объектов зоны в инженерных коммуникациях значительно ниже той, которая прописана в существующих ТЭО и ПСД.
Когда в 2012 году создавали СЭЗ «Павлодар», которая должна была объединить предприятия по выпуску химической продукции, говорили о том, что построят её за два года. На эти цели государство выделило четыре с половиной миллиарда тенге. Почти на каждом совещании, посвящённом экономическому развитию региона, обязательно речь заходила о СЭЗ как о прорывном проекте в области развития нефтехимической промышленности. С особой гордостью говорили об участниках специальной зоны, вернее, об их количестве. В списке участников СЭЗ «Павлодар» числилось 45 предприятий. Но оказалось, что большая часть из них на деле просто фикция.
На днях председатель правления СЭЗ Марат Канатов со ссылкой на акт счётной комиссии Парламента сообщил о 20 проектах-«пустышках». Создавали их бывшие сотрудники СПК «Павлодар». Они лишь фигурируют в списках участников. Реальных проектов ни у кого из них не было. Ещё десять предприятий, по данным Марата Канатова, числятся за АО «Каустик», на территории которого и была создана СЭЗ «Павлодар». Председатель правления специальной зоны предполагает, что предприятие хотело освоить эти участки в будущем. Осталось 15 участников. Из них работают только шесть. По остальным никакой информации нет.
Одно дело – инфраструктура для 45 предприятий, совсем другое – для шести. Понятно, что технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию нужно переделывать. Но тут возникает проблема. Оказывается, в соответствии с Бюджетным кодексом менять проектную документацию, чтобы снизить государственные затраты, нельзя. Увеличить – пожалуйста! А вот для снижения неоправданных государственных затрат нужно вносить соответствующие поправки в законодательство. Кстати, сейчас управляющая компания этим активно занимается, выходя с соответствующим ходатайством в правительство. Кроме этого, председатель правления СЭЗ инициировал в Министерство индустрии и новых технологий письмо с просьбой разрешить через СМИ ознакомить общественность с предприятиями-«мыльными пузырями». Но, видимо, в министерстве этот документ пока рассматривают.
Таким образом, сказать о том, когда же те шесть предприятий, которые действительно работают, получат в пользование все обещанные им коммуникации, сегодня весьма затруднительно.