Правительство предполагает, что при негативном сценарии стоимость барреля нефти Brent составит в 2015-2016 годы $80, но надеется полностью выполнить свои социальные обязательства, сократив собственные расходы. Об этом в интервью КазТАГ рассказал ответственный секретарь министерства национальной экономики РК Данияр Вагапов.
- Каковы параметры наиболее оптимистичного и пессимистичного сценариев роста ВВП, уровня инфляции, стоимости барреля нефти марки Brent, курса тенге к доллару США, уровня безработицы, показателей экспорта, импорта и потоков капиталов в 2014 году и в 2015-2016 годы? Не исключаете ли вы того, что прогнозы по росту ВВП могут быть снижены в связи с внешним факторами?
- Прогнозирование социально-экономического развития страны на пятилетний период осуществляется по трем сценариям в зависимости от влияющих на развитие экономики факторов и тенденций. Для формирования сценариев развития в качестве основных факторов были приняты изменения тенденций развития мировой экономики, конъюнктуры на товарных рынках и ситуации на финансовых рынках. Что касается прогноза мировой цены на нефть, то она определена исходя из минимального и максимального значения за предыдущие 3 года и прогнозируемого международными организациями среднего значения на предстоящие 5 лет.
Оптимистический сценарий подразумевает динамичное развитие мировой экономики в 2014-2016 годы, разрешение долговых проблем стран еврозоны, успешную реализацию планируемых мер по улучшению экономической активности в США и других развитых странах, восстановление спроса частного сектора и импорта из развивающихся стран.
Прирост мировой экономики при данном сценарии составит 3,4-4,2%. Цены на сырьевые товары будут находиться на достаточно высоком уровне, подкрепленные растущим спросом как со стороны развитых, так и развивающихся стран. При оптимистическом сценарии мировые цены на нефть, по оценке, будут в 2014 году на уровне $95, в 2015-2016 годы $100 за баррель.
Базовый сценарий предполагает медленный, но поступательный прирост мировой экономики в 2014–2016 годы. Рост мирового ВВП ускорится с 3,4% в 2014 году до 4% в 2016 году. Цена на нефть, по оценке, будет на уровне $90, ожидается рост цен на металлы в прогнозируемом периоде. Сценарий предполагает, что положительные экономические тенденции развития мировой экономики, начавшиеся в 2013 году, сохранятся.
Развитые страны (США, еврозона) ввиду улучшения ситуации станут основной движущей силой глобального роста. При этом страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны будут расти за счет увеличения объемов экспорта на фоне повышающегося спроса со стороны развитых стран.
Пессимистический сценарий характеризуется наступлением кризисных явлений в экономике, обусловленных замедлением роста мировой экономики, влиянием неблагоприятного развития крупных экономик мира – основных торговых партнеров Казахстана, в частности еврозоны, Китая, России, а также падением мировых цен на основные виды энергоресурсов и другие экспортные товары Казахстана.
Рост мировой экономики не превысит 2,8% в 2015-2016 годы. Цена на нефть в 2015 году снизится до $80 за баррель и стабилизируется на этом уровне до 2016 года. В случае перехода на пессимистичный сценарий развития экономики, правительство будет сокращать собственные расходы, не касаясь социальной сферы. Социальные обязательства будут выполняться в полном объеме.
В целях поддержания экономической активности и запланированного роста экономики правительством была принята дорожная карта первоочередных мер социально-экономической политики на 2014 год, в рамках которой предусмотрен ряд мер по стимулированию и сдерживанию роста инфляции в запланированном коридоре.
Кроме того, в сентябре текущего года правительством принят план мероприятий по обеспечению экономического роста в 2014 году. В плане мероприятий наряду с мерами по поддержке отраслей экономики предусмотрены меры, сдерживающие рост безработицы, а также превентивные меры на риски, связанные с ответными санкциями России.
- Казахстанское правительство пережило очередную оптимизацию. Насколько оно станет более эффективным в результате?
- Создание эффективной системы государственного управления с профессиональным и компактным государственным аппаратом – одна из главных стратегических задач развития Казахстана. В призме решения задач по вхождению в тридцатку развитых стран мира формирование компактного правительства позволит значительно повысить оперативность и эффективность работы госаппарата, усилить ответственность министров, сократить ненужную волокиту и бюрократизм.
Кроме изменения самой структуры правительства, суть проведенной реформы заключается в переносе центра тяжести с правительственного уровня на уровень центральных государственных органов, повышении ответственности и самостоятельности государственных органов в принятии решений, а также дальнейшей передаче функций с центрального на местный уровень государственного управления.
Так, в соответствии с указом президента от 25 августа 2014 года №898 «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» определены основные принципы государственного управления, основанные на разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления в Казахстане, повышении самостоятельности и ответственности центральных и местных исполнительных органов.
В реализацию норм указа, а также в целях недопущения риска возникновения коллизий и противоречий законодательных норм, принят закон РК от 29 сентября 2014 года № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления».
Этим предусматривается передача от правительства центральным государственным и местным исполнительным органам 1606 функций, от центральных государственных органов местным исполнительным органам - 261 функция, от местных исполнительных органов областей на районный уровень госуправления - 14 функций, а также в негосударственный сектор - 2 функции.
Таким образом, около 60% функций, которые ранее были закреплены за правительством будут решаться на уровне первых руководителей министерств. Кроме того, в целях обеспечения эффективности и результативности работы центральных исполнительных органов в соответствии с конституционным законом «О правительстве Республики Казахстан» ведомства министерств наделены функциями по выработке политики и принятию нормативных правовых актов по реализации государственной политики в соответствующих сферах.
- Куда пойдут сэкономленные на сокращении штатов средства: на повышение зарплат действующих сотрудников или будут направлены в резерв правительства? Сколько составит данная экономия? Сколько сейчас составляют должностные оклады/премии премьер-министра, вице-премьеров, министров и их заместителей? Считаете ли вы оплату труда чиновников достаточной для привлечения профессионалов с учетом роста доходов в частном секторе?
- В связи с проведенной реформой системы государственного управления следует отметить, что в настоящее время повышение заработных плат государственных служащих не предполагается.
При этом в соответствии с посланием главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» предусматривается повышение уровня оплаты труда государственных служащих корпуса «Б» с 1 июля 2015 года на 15% и с 1 июля 2016 года на 15%.
По вопросу заработной платы государственных служащих отмечаю, что указом президента РК от 17 января 2004 года №1284дсп утверждена единая система оплаты труда работников органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы бюджета Национального банка Казахстана.
Вместе с тем, данный указ носит характер «Для служебного пользования», при этом в соответствии с правилами работы государственных органов со служебной информацией (утверждены постановлением правительства от 23 января 2008 года №51дсп) не допускается размещение сведений из документов и изданий с пометкой «Для служебного пользования» в глобальных и информационных сетях, использование их для открытых выступлений или опубликования в открытой печати, передачах по радио и телевидению.
При этом следует отметить, что концепцией новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной указом президента от 21 июля 2011 года №119, для достижения целевых индикаторов стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено формирование профессиональной государственной службы.
Ее основу составит новая система должностей госслужащих, введение новой системы оплаты труда в госсекторе, конкурентоспособной с уровнем оплаты труда в частном секторе, основанной на принципах ответственности, результативности и квалификации и способствующей формированию компактного и эффективного государственного аппарата с повышенной производительностью.
В этой связи, в 2013 году внедрен новый реестр должностей государственной службы, с сокращением должностей политических государственных служащих и введением должностей административных государственных служащих управленческого корпуса «А», обеспечивающих реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, при этом уровень оплаты труда указанных категорий государственных служащих увеличен на 50%.
- Не исключаете ли вы установления определенной планки валового внешнего долга страны, который продолжает возрастать?
- В структуре внешнего долга, который составляет $155,5 млрд или 68% к ВВП, основную долю занимает межфирменная задолженность перед аффилированными нерезидентами в размере $74,4 млрд или около 50% от всего долга. Эта задолженность не несет за собой системные риски, поскольку кредитор – прямой инвестор, разделяет риск неплатежеспособности заемщика через свое участие в управлении его деятельности.
Оставшаяся задолженность приходиться на долг корпоративного сектора, который составил $64,6 млрд, в том числе квазигосударственный долг – $21,3 млрд, банковского сектора – $10,6 млрд и долг государственного сектора (правительства и Национального банка) – $5,8 млрд или 2,6% от ВВП.
В соответствии с концепцией по управлению государственным и валовым внешним долгом, пороговые значения валового внешнего долга будут определяться на среднесрочный период с учетом политики социально-экономического развития страны, темпов изменения внешнего долга по отдельным направлениям, степени подверженности финансовым потрясениям и рискам в порядке, определяемом правительством совместно с Национальным банком.
Следует отметить, что в соответствии с классификацией Всемирного банка, задолженность считается умеренной, если показатель находится в пределах от 18 % до 80 %. Для Казахстана, как для страны, формирующей эффективную систему управления долгом для обеспечения надлежащей экономической безопасности, представляется целесообразным удерживать на среднесрочном периоде формирование валового внешнего долга в коридоре 65-70 % к ВВП. В настоящее время долг Казахстана составляет 68% к ВВП, что не превышает индикативных показателей и сохраняет уровень валового внешнего долга на безопасном для страны уровне.
- Раннее предполагалось, что Национальный фонд создан для будущих поколений, но в последние годы часто звучали идеи направить его средства на финансирование национальной экономики. Как вы к этому относитесь, и какую долю Нацфонда можно было бы направить на кредитование казахстанской экономики?
- Основной целью Национального фонда является сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Соответственно, функциями Национального фонда являются сберегательная и стабилизационная.
Для выполнения сберегательной функции устанавливается неснижаемый остаток в Национальном фонде (в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года, данное ограничение не нарушается и постоянно соблюдается в целях сбережения нефтяных доходов. Реализация стабилизационной функции предполагает обеспечение гарантированного трансферта в республиканский бюджет.
Что касается использования средств Национального фонда на финансирование национальной экономики, в настоящее время, как отметил глава государства на расширенном заседании правительства 14 февраля 2014 года, в целях активизации кредитования экономики и обеспечения предпринимателей долгосрочными кредитными ресурсами было решено выделить из Национального фонда 1 трлн тенге, определив направления их использования.
Так, в текущем году выделено 500 млрд тенге на: финансирование новых и рефинансирование действующих проектов малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности в объеме 100 млрд тенге; оздоровление банковского сектора в размере 250 млрд тенге; реализацию второй пятилетки государственной программы по индустриально-инновационному развитию в размере 150 млрд тенге.
В итоге, данные шаги реализации поручения главы государства были сделаны в целях оказания экстренной поддержки экономике и обеспечения ее роста. Это стимулирует инвестиционную деятельность по новым проектам МСБ, а также позволяет предпринимателям рефинансировать кредиты на более выгодных условиях и таким образом продолжить устойчиво работать и осуществлять производственную деятельность.
Вместе с тем, в настоящее время прорабатывается вопрос по выделению дополнительных 500 млрд тенге на следующий год.
- Можно ли говорить об успехах Казахстана во взаимодействии с G7, G20, BRICS и ОЭСР? Планируется ли укрепление партнерства с ними?
- В настоящее время Казахстан сотрудничает с двенадцатью комитетами, тремя глобальными форумами Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). Казахстан является участником комитета по индустрии, инновациям и предпринимательству, постоянный участник глобальных форумов по сельскому хозяйству, по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях, конкуренции.
С 2007 года страна также участвует в антикоррупционной сети ОЭСР в рамках проведения обзоров по Стамбульскому плану действий. Кроме того, Казахстан является первой страной в Центральной Азии, которая в партнерстве с Европейским Союзом стала сопредседателем региональной Инициативы ОЭСР с 2013 по 2015 год. 6 мая 2014 года совет ОЭСР принял решение о подписании страновых программ сотрудничества с четырьмя государствами: Казахстаном, Таиландом, Марокко и Перу.
Страновые программы являются новым инструментом для ОЭСР и призваны укрепить сотрудничество с рядом стран, не являющихся членами ОЭСР. Критериями для включения отдельной страны в данный формат сотрудничества стали обоюдные интересы сторон, готовность страны проводить в долгосрочной перспективе реформы, основанные на стандартах и инструментах ОЭСР, а также возможность выступать в качестве пионера реформ для своего региона.
Страновая программа по укреплению сотрудничества между Казахстаном и ОЭСР на 2014-2016 годы предполагает подготовку к присоединению Казахстана к декларациям, рекомендациям и другим правовым инструментам, содержащим стандарты стран ОЭСP, а также проведение обзоров и другие формы сотрудничества.
В настоящее время проект страновой программы по Казахстану включает 7 направлений: государственное управление; охрана окружающей среды; фискальная политика; повышение конкурентоспособности и улучшение делового климата; статистика; здравоохранение, занятость и социальная интеграция; межсекторальные вопросы социально-экономической политики.
- Население нескольких северных областей за последние 10 лет, несмотря на рост численности республики в целом, значительно снизилась. Каковы шансы переломить этот тренд? Что будет делать правительство в миграционной и демографической политике в ближайшие года/десятилетия?
- Снижение численности населения в северных регионах имеет место быть. Для регулирования этих процессов правительством разработаны новые подходы по стимулированию добровольного переселения граждан из трудоизбыточных регионов в регионы с дефицитом рабочей силы.
Основными мерами государственной поддержки для таких лиц будет являться компенсация затрат на проезд, предоставление служебных жилищ и комнат в общежитиях, обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, содействие в трудоустройстве на новом месте жительстве.
Такие же меры будут предоставляться этническим казахам в случае расселения в регионах, определенных правительством в течение одного года со дня получения статуса оралмана. Указанные подходы отражены в проекте закона о миграции, который к концу года будет внесен в мажилис парламента.
- Благодарю за интервью.
Жанболат Мамышев