Так считает известный российский экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его мнению, если в Казахстане в обозримом будущем сохранится нынешняя конфигурация устойчивого валютного курса, неизменной процентной ставки и относительно стабильной инфляции, тогда центробанку России следует тщательно изучить опыт своего соседа по ЕАЭС по проведению одномоментной девальвации. Об этом он пишет в своей статье, опубликованной на портале деловой газеты РБК.
Владислав Иноземцев высоко оценивает уровень управления курсами валют в Казахстане. На его взгляд, одномоментная девальвация, проведенная Нацбанком РК 11 февраля этого года – это та решительная и своевременная мера, которая позволила создать необходимый запас прочности от негативного влияния внешних факторов. И данный опыт любопытен для всего постсоветского пространства.
«За интересным опытом борьбы с финансовой нестабильностью не всегда стоит ездить за океан. Стоит обратить внимание и на то, как управляют курсами валют другие постсоветские страны – прежде всего Казахстан», - подчеркивает В.Иноземцев. По его словам, Казахстан демонстрирует наиболее впечатляющий пример среди постсоветских стран.
«В начале 2014 года его национальная валюта, тенге, была, по оценкам разных экспертов, переоценена на 5–7%, с низкой инфляцией (4,8% по итогам 2013 года) и ставкой рефинансирования на уровне (5,5% годовых) с середины 2012 года. Местные власти, которые первыми в СНГ ощутили предкризисные явления 2008 года и сумели адекватно на них отреагировать, – по итогам тяжелого для большинства экономик мира 2009 года рост ВВП составил в республике 1,2%, в то время как в России был зафиксирован спад на 7,8% – и в этот раз оказались на высоте. 11 февраля они отказались от поддержания тенге на прежнем уровне, что привело к его одномоментной девальвации на 19%, чем, по словам главы Нацбанка Кайрата Келимбетова, «был создан определенный запас прочности от негативного влияния двух факторов – обменного курса рубля и цен на нефть». При этом Национальный банк не повысил базовую процентную ставку, а правительство продолжило либеральный экономический курс, отказавшись от повышения налогов (сейчас налог на прибыль составляет 15%, НДС – 12%, подоходный налог с физических лиц – 10%)», - говорится в статье.
При этом прирост ВВП в Казахстане за девять месяцев 2014 года составил 4,0%, а накопленная инфляция по итогам года ожидается на уровне 7,5%. Это существенно лучше российских показателей текущего года и неизмеримо лучше ситуации, спровоцированной резкой девальвацией в Белоруссии в 2011 году. Тогда, «уронив» рубль одномоментно на 52%, власти получили официальную инфляцию по итогам года в 108,7%, бегство вкладчиков из банков и массовое закрытие инвестиционных проектов, вспоминает доктор экономических наук.
«Примечательно, что в последние дни курс казахского тенге, резко обвалившийся в начале 2014 года по отношению как к доллару, так и к рублю, на фоне обесценения российской валюты вернулся 15 октября к своим прежним значениям по отношению к ней, а сейчас стоит даже дороже: 24 октября за рубль давали 4,35 тенге против 4,49 тенге непосредственно перед девальвацией 11 февраля. Так наши соседи и партнеры по Евразийскому экономическому союзу показали, насколько радикальные и решительные действия предпочтительнее «неспешного отрезания хвоста кошке», которое мы наблюдаем в России начиная с середины июня», - добавляет В.Иноземцев.
Он также выразил свое мнение по поводу повторной девальвации тенге. «Судя по всему, и устойчивое наращивание валютных резервов (с $24,5 млрд в начале года до $27 млрд по состоянию на октябрь), и уверенный экономический рост дадут казахскому руководству возможность отказаться от подобного смелого эксперимента в обозримом будущем», - считает эксперт.
«В общем, получается, что за интересным опытом борьбы с финансовой нестабильностью не всегда стоит ездить за океан. Интересны и практика «мягкой» девальвации при сохранении стабильной учетной ставки в Молдове, и привязки валюты к доллару, как это сделано в Азербайджане, и своего рода «превентивной девальвации», испытанной в Казахстане. Последний случай дает особенно много поводов для анализа: если наши соседи сохранят нынешнюю конфигурацию устойчивого валютного курса, неизменной процентной ставки и относительно стабильной инфляции, можно будет всерьез говорить о «казахском ноу-хау», которое, вероятно, стоило бы изучить Банку России. По крайней мере, станет ясно, что девальвация девальвации рознь», - подытоживает В.Иноземцев.