В конце ноября страны – члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая обеспечивает до 40 процентов мировой нефтедобычи (около 30 млн баррелей в сутки), приняли решение не сокращать объемы добычи нефти, оставив его на прежнем уровне как минимум на ближайшие полгода. По мнению министра нефтепромышленности Саудовской Аравии Алина Наими, это было сделано ради повышения уровня цен на рынке черного золота. Но сразу после заседания ОПЕК цены на нефть на международных рынках продолжили затяжное пике. Начиная с июня 2014 года цена на нефть снизилась до 30 процентов. Это стало весомой проблемой для тех государств, чьи бюджеты в значительной степени зависят от доходов с продажи нефти, пишет "Литер".
С точки зрения международных экспертов, сегодня настало золотое время для увеличения стратегических запасов энергосырья. Поэтому на фоне снижения цен на нефть и решения ОПЕК весьма выгодно выделяется позиция Китая, начавшего наращивать стратегические резервы нефти с середины этого года, еще до того, как котировки пошли вниз и цена на нефть со 115 долларов упала до 70 долларов за баррель. Как сообщает издание China Daily, за первые 9 месяцев текущего года КНР по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. нарастила суточную закупку нефти на 8,3 процента (460 тыс. баррелей/сутки), доведя ее до 5,7 млн баррелей. В планах Поднебесной, по информации эксперта SCI International Гао Цзяня, которую приводит China Daily, по мере введения в строй новых резервуаров для хранения нефти увеличить ее импорт в общей сложности на 700 тыс. баррелей в сутки. По мнению Гао Цзяня, низкие цены на нефть будут способствовать развитию национальной программы Китая по формированию стратегических нефтяных запасов.
По данным агентства Reuters, на сентябрь текущего года потребление КНР составляло около 10,3 млн баррелей/сутки, тогда как в этот же период прошлого года – 9,61 млн барр./сутки. В то же время, согласно анализу информационного управления министерства энергетики США, Поднебесная уже к концу текущего года может стать крупнейшим потребителем нефти в мире, обогнав Соединенные Штаты. По прогнозам, к 2040 году Китай, вероятно, и дальше станет наращивать импорт, поскольку будет нуждаться уже в 15,6 млн баррелей нефти в сутки.
Такой прогноз весьма выгоден и Казахстану, который, согласно концепции развития топливно-энергетического комплекса страны, к 2030 году намерен увеличить добычу нефти и газового конденсата к 2030 году до 112 млн тонн в год. Сегодня в РК добывается около 82 млн тонн нефти.
Вместе с тем эксперты нефтяного рынка не исключают, что мировые цены на нефть в настоящее время определяются не балансом спроса и предложения, а рядом других факторов, причем в большей степени геополитических. В этой связи, по мнению казахстанских аналитиков, из-за попыток вытеснения сланцевой нефти цена на традиционное энергосырье может упасть до 60 долларов за баррель, что, безусловно, не может не отразиться на внутреннем экономическом поле РК.
Уже сегодня парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на падение цен на нефть на мировом рынке, в Казахстане ожидается повышение цен на ГСМ. В частности, на днях, комментируя вопрос журналистов о возможном увеличении цен на бензин марки АИ-95 и АИ-96, вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин отметил: «Конечно, возможно некоторое изменение цен, но не до 370 тенге за литр». Неделей раньше этот же вопрос поднял сенатор Ляззат Киинов, предсказав повышение цен на бензин до 350–370 тенге за литр.
Кстати, по данным интернет-ресурса Global Petrol Prices, средняя цена бензина по всему миру составляет 1,21 (US Dollar) за литр. Имеется существенная разница в этих ценах между разными странами. Как правило, богатые страны имеют более высокие цены, а бедные страны и страны, которые производят и экспортируют нефть, значительно более низкие. Единственным исключением являются США, экономически развитая страна с низкими ценами на ГСМ.
Анализ цен показывает, что, по идее, все страны имеют доступ к нефти на международных рынках, закупая ее по одной цене. Но в разных государствах разные налоговые режимы, которые влияют на конечную стоимость товара. В результате, цены на бензин тоже существенно отличаются. В некоторых случаях, таких как в Венесуэле, правительство субсидирует цены на бензин, поэтому и люди почти ничего не платят.
Справка
Первое место по ценам на бензин, по данным на 1 декабря 2014 г., занимает Венесуэла – 0,01 доллар/литр; второе – Сирия (0,05 долл./литр); третье – Ливия (0,12 долл./литр). США – 0,80 долл./литр. Из стран СНГ лидирует Туркменистан, где бензин стоит 0,22 долл./литр. Россия – 0,72 долл./литр, Азербайджан – 0,75 долл./литр, Узбекистан – 0,80 долл./литр. Казахстан в этой таблице находится на 34-м месте – 0,86 долл./литр. Но самый дорогой бензин в странах Европы: Великобритания (1,91 долл./литр), Франция (1,75 долл./литр), Германия (1,77 долл./литр), Италия (2,13 долл./литр), Норвегия (2,14 долл./литр).
Кстати
Любопытный момент: несложные расчеты наглядно показывают то, что в Казахстане цены на бензин довольно жестко привязаны к валютному курсу. К примеру, стоимость бензина марки АИ-92 на заправках Алматы реализуется по цене 128 тенге за литр, что эквивалентно 0,7 долл./литр. В 2012 г., когда бензин стоил 106 тенге за литр, по курсу того времени 150–152 тенге за доллар США, он колебался на уровне 0,6–0,7 долл./литр. В 2013 году стоимость бензина составляла 115 тенге за литр, при среднем курсе 154,4 тенге за доллар США она также оставалась на уровне 0,7 долл./литр.
Мадия ТОРЕБАЕВА, Алматы