Предложения НПП РК по защите внутреннего рынка разъяснены на брифинге в Астане
Напомним, 26 декабря 2014 года Нацпалата распространила информационное сообщение, в котором изложила собственную позицию, в том числе по введению временных торговых ограничений, допускаемых соглашениями в рамках ЕАЭС. Как известно, государства-члены Союза не применяют по отношению друг к другу ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Вместе с тем, статьей 29 Договора о ЕАЭС предусмотрены исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров. Так, страны ЕАЭС во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (если меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае их необходимости для:
1) охраны жизни и здоровья человека;
2) защиты общественной морали и правопорядка;
3) охраны окружающей среды;
4) охраны животных и растений, культурных ценностей;
5) выполнения международных обязательств;
6) обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.
На основании обеспечения экономической безопасности, указанном в пункте 6 статьи 29 Договора о ЕАЭС оборот отдельных категорий товаров может быть ограничен. На национальном уровне понятие безопасности определено Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности», включающим понятие «экономическая безопасность» - состояние защищенности экономики РК от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечивается устойчивое ее развитие и экономическая независимость.
Таким образом, Республикой Казахстан могут быть введены торговые ограничения в отношении тех товарных групп, по которым наблюдается экономический ущерб для отечественных предприятий. Это могут быть ограничения ввоза (квоты), запрет на импорт, лицензирование импорта.
НПП РК считает, что данные меры могут быть применены в обрабатывающей индустрии, машиностроении, пищевой промышленности и т.д. В настоящее время Нацпалата получает информацию о снижении конкурентоспособности предприятий этих и других отраслей.
В дополнение к указанным выше мерам НПП РК предлагает осуществить точечное субсидирование предприятий обрабатывающего сектора, прежде всего занятых в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Для снижения зависимости отечественной экономики от импорта Нацпалата считает крайне своевременными подготовку и внедрение комплексного плана по импортозамещению, в рамках действующих государственных программ развития промышленности, в первую очередь по товарным позициям, входящим в перечень продовольственной корзины. В комплекс контрцикличных мер считаем важным включить:
- увеличение заказов отечественным товаропроизводителям и повышение доли МСБ в закупках государственных органов и квазигосударственного сектора;
- повышение эффективности поддержки отечественных товаропроизводителей путем введения института индустриальных сертификатов, которые будут подтверждать статус отечественного товаропроизводителя, способного производить определенный объем товара с учетом его производственных мощностей;
- расширение программы инвестиционного субсидирования на все проекты, направленные на замещение импорта отечественной конкурентоспособной продукцией;
- продолжение и расширение программ кредитования на льготных условиях, в том числе рефинансирование в тенге займов, выданных в иностранной валюте.