Мир может увидеть цену нефти $200 за баррель в перспективе нескольких лет, если ОПЕК так и останется в стороне от текущей ситуации на рынке, сказал гендиректор Eni Клаудио Дескальци телевидению Reuters в кулуарах Давосского экономического форума. Нынешний период низких цен может настолько затормозить инвестиции в нефтяные проекты, что рынок в будущем столкнется с дефицитом предложения, сообщает РБК.
«Многие наши проекты – долгосрочного характера, они рассчитаны на добычу через пять или шесть лет. И это проблема. Если сейчас резко сократить капиталовложения, через четыре-пять лет мы получим нехватку производства и, возможно, новый скачок цен вплоть до $200», – предупредил глава Eni.
В интервью телевидению Bloomberg Дескальци сказал, что цены на нефть, вероятно, подрастут к концу 2015 года, а «через пару лет» могут достичь $70–90. Из-за нынешнего обвала цен нефтяные компании, включая Eni, урежут капзатраты на 10–13% в этом году.
Стоимость нефти Brent – глобальной эталонной марки – упала на 58% с пикового значения $115,06, достигнутого в июне прошлого года. В среду, 21 января (по состоянию на 17:20 мск), фьючерсы Brent с поставкой в марте торгуются на уровне $49,19 за баррель, что на 2,5% выше цены предыдущего дня. Во вторник Brent закрылся в минусе на 1,8%, на отметке $47,99 за баррель.
Дескальци считает, что ОПЕК может сыграть ключевую роль в стабилизации нефтяного рынка. «ОПЕК – как центральный банк для нефти, который должен обеспечить стабильность цен, чтобы компании могли инвестировать без перебоев», – пояснил он.
Аналитики объясняют текущий спад цен на нефть после трех лет стабильности, когда нефть в среднем стоила более $100 за баррель, комбинацией факторов – общим снижением роли нефти в глобальном энергобалансе, замедлением спроса в связи с рецессией в Европе и более медленным экономическим ростом в Китае и избытком предложения на рынке. Перенасыщение рынка во многом связано с успехами «сланцевой революции» в США, где добыча нефти находится на 30-летних максимумах.
До недавнего времени роль «стабилизирующего производителя» (swing producer) играл ОПЕК: в прошлом картель не раз становился на защиту определенных ценовых уровней, проводя скоординированные сокращения поставок нефти на мировой рынок. Но в ноябре 2014 года картель во главе с Саудовской Аравией неожиданно отказался менять квоту нефтедобычи, фактически предоставив рынку самому искать новый баланс и определять, до каких минимумов опустятся цены.
Иван Ткачев