«АЖ» стала известна стоимость новых компрессоров, которые NCOC планирует установить на морском комплексе и наземной установке подготовки нефти и газа (УКПНиГ «Болашак) взамен прежних. Тем самым подтверждается одна из версий, что причиной выхода из строя трубопроводов могла стать недостаточная осушка газа на морском комплексе.
ПОНЯЛИ, ЧТО ЛУЧШЕ ЗАМЕНИТЬ
Как сообщают наши источники, речь идет о 7 компрессорах газа мгновенного испарения на 4 установках завода «Болашак» и 3-х на морском острове D. Согласно заключенным контрактам, общая стоимость новых компрессоров составляет $79 млн, и это без учёта затрат на строительно-монтажные работы и пуско-наладку. А с учётом - общие расходы по замене компрессоров должны перевалить за $100 млн.
«Замена, вероятно, связана с тем, что в NCOC понимают - нынешнее оборудование может создать проблемы при повторном запуске. Тогда возникают вопросы, а каким образом в свое время его подбирали для проекта», - сообщали нам ранее источники в консорциуме.
В интернете мы нашли описание некоторых проектных документов Аджип ККО, в частности общие требования к проектированию компрессоров мгновенного испарения на морском комплексе D. Из описания технологического процесса следует, что разделение нефти и газа будет производиться посредством последовательно выполняемых операций контактного дегазирования, происходящего при различных уровнях давления в сепараторах высокого, среднего и низкого давления, которые расположены в виде параллельных технологических линий. Каждая из них рассчитана на обработку 150 тысяч баррелей в сутки. Всего на Кашагане планировалось добывать до 450 тыс. баррелей в сутки.
«Установка сжатия газа мгновенного испарения собирает газ мгновенного испарения из сепараторов низкого и среднего давления и сжимает его до достижения высокого давления с целью выполнения дальнейшей обработки (обезвоживания) перед повторным закачиванием или отправкой на берег… На Этапе 1 устанавливается два компрессора газа мгновенного испарения, каждый из которых должен иметь производительность 100% (один рабочий и один резервный). Еще два компрессора газа мгновенного испарения добавляются на Этапе 2, чтобы общее количество компрессоров было 4 (3 рабочих и один резервный)», - говорится в описании.
Однако, как было сказано выше, NCOC заменит на море 3 компрессора, а не 4, как следует из проекта. Оказалось, что в ходе реализации проекта вместо трёх технологических линий остались две. Поэтому теперь установят 3 компрессора - по одному на каждой линии и один резервный.
ДОГОВОРИЛИСЬ ВТИХУЮ
Ранее агентство «Reuters» со ссылкой на материалы Минэнергетики, представленные в Мажилис парламента Казахстана, сообщило о двух вариантах стоимости ремонта трубопроводов. По базисному варианту предполагалось использование труб, изготовленных по спецификации L360 (X52), что обошлось бы в $1,6 млрд при высоком риске повторных утечек. Альтернативный вариант предусматривает использование труб спецификации L415 (Х60), покрытых некоррозируемыми сплавами, что поднимет затраты до $3,6 млрд. По мнению источников «Reuters», консорциум наверняка выберет второй вариант – несмотря на то, что он более затратный.
В итоге общие расходы по замене трубопроводов и компрессоров составят около $4 млрд. При доле АО «НК КМГ» в Северо-Каспийском проекте 16,88% расходы казахстанского акционера должны составить около $700 млн. Однако есть вероятность, что между КМГ и другими акционерами будет достигнут компромисс по этому поводу. Напомним, в декабре прошлого года после встречи представителей правительства РК с оператором Кашаганского проекта NCOC, а также компаниями-участниками СРПСК (Соглашение о Разделе Продукции Северного Каспия), было подписано некое Соглашение, условия которого объявили конфиденциальными. Было только сказано, что «Республика Казахстан, НКОК и участники СРПСК урегулировали ряд производственных, финансовых и экологических вопросов, возникавших на протяжении последних нескольких лет».
В самом консорциуме на наш официальный запрос по компрессорам ответили весьма обтекаемо: «Разработка такого сложного проекта в суровых морских условиях Северного Каспия требует внедрения передовых подходов и технологий. Всё технологическое оборудование в рамках производственного процесса регулярно проверяется в соответствии с утвержденным графиком, и в необходимых случаях производится его замена или ремонт».
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА