В связи с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», Департамент государственных доходов по г. Астана сообщает об изменениях, регулирующих алкогольный рынок.
Расширен перечень мест, где нельзя продавать алкоголь. В зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно-досуговых организаций алкоголь продавать нельзя. Хранение и реализация алкоголя в перечисленных местах запрета влечет приостановление действия лицензии, а его повторное нарушение – лишение лицензии. Продажа алкоголя через интернет–магазины также подпадает под запрет, и ответственность за нее установлена в виде штрафа с конфискацией продукции.
По стометровой зоне. Отменено требование для реализаторов алкогольной продукции по соблюдению стометровой зоны от детских учреждений и организаций образования, но в тоже время законодательством ужесточены штрафные санкции за реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим двадцати одного года, где дополнительной мерой административного воздействия является приостановление действия лицензии.
Ограничение реализации алкоголя по времени. Запрещается розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе:
- по алкогольной продукции с процентным содержанием спирта свыше 30% (т.е. крепкоалкогольная продукция водка, коньяк, ром, виски и т.д.) с 21 до 12 часов следующего дня;
- по остальным видам алкоголя, содержащим менее 30% спирта (пиво, вино, шампанское и т.д.) ограничение остается также с 23 до 8 часов следующего дня.
Штрафные санкции при этом установлены с дополнительной мерой административного воздействия - приостановление действия лицензии.
Ежегодный лицензионный сбор для реализаторов алкоголя. С 1 января 2015 года все физические и юридические лица, осуществляющие реализацию алкогольной продукции, обязаны уплачивать ежегодно до 20 января лицензионный сбор.
Сбор уплачивается за каждый объект деятельности и составляет для оптовых реализаторов – 200 МРП, для розничных дифференцируется в зависимости от административно-территориальной единицы, в столице он равен - 100 МРП.
Введение ежегодного лицензионного сбора за право реализации алкогольной продукции не требует оформления новой лицензии.
Вместе с тем необходимо знать, что в случае хранения и реализации алкогольной продукции без уплаты ежегодного лицензионного сбора, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 150 до 700 месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии до 6-ти месяцев. Иными словами, это совокупность ряда мер, и административного штрафа и запрет на реализацию алкогольной продукции.
Отчуждаемость лицензии. Если ранее лицензии на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции были не отчуждаемыми вместе с объектом в пользу третьих лиц, т.е. не передаваемыми другим лицам, то с 23 ноября 2014 года лицензию на розничную реализацию алкоголя можно будет переоформить на другое лицо без проведения процедур проверки соответствия квалификационным требованиям.
Обязательство о целевом использовании учетно-контрольных марок на алкогольную продукцию. С 1 января 2015 года при ввозе алкоголя в Республику Казахстан из стран Таможенного союза, до получения учетно-контрольных марок, импортеры представляют обязательство о целевом использовании учетно-контрольных марок, размер которого составляет на один литр алкоголя 1 МРП, в 2015 году – 1982 тенге.
Таким образом, плательщик перед получением учетно-контрольных марок вносит на специальный счет департамента государственных доходов денежные средства. Затем увозит учетно-контрольные марки в страны Таможенного союза, наносит их на алкогольную продукцию, привозит в Казахстан алкогольную продукцию с нанесенными учетно-контрольными марками. Только после предоставления отчета о целевом использовании учетно-контрольных марок импортер может вернуть свои деньги со специального счета.
Запрет рекламы на алкоголь. Внесены изменения в Закон Республики Казахстан «О рекламе», которые запрещают рекламу товаров с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, которые прямо или косвенно предлагают алкоголь, без каких-либо исключений. Данная мера предпринята в целях исключения скрытой рекламы алкоголя.
Минимальные розничные цены на алкоголь. Минимальная розничная цена на водки, крепкие ликероводочные изделия (с объемной долей этилового спирта свыше 30%) и прочие крепкоалкогольные напитки составляет:
в 2015 году 1300 тенге за литр;
в 2016 году 1600 тенге за литр.
Наделение субъектов рынка алкогольной продукции правами самостоятельного определения подлинности учетно-контрольных марок. С 1 января 2016 года вводится обязательное наличие у всех реализаторов алкоголя приборов, которые будут определять элементы защиты учетно-контрольных марок и (или) считывать информацию с учетно-контрольных марок на алкогольной продукции. С помощью данного прибора можно будет определить подлинность учетно-контрольной марки, а соответственно и самого алкоголя.
Постановка на регистрационный учет по отдельным видам деятельности в автоматическом режиме. В целях сокращения количества посещений государственных органов и сокращения количества представляемых документов с 1 января 2016 года будет реализована автоматическая постановка (снятие) на регистрационный учет по отдельным видам деятельности (производство бензина, этилового спирта, алкогольной продукции, табачных изделий, оптовая и розничная реализация алкогольной продукции) на основании сведений государственного электронного реестра разрешений и уведомлений.
Таким образом, при получении лицензии не будет необходимости вставать на регистрационный учет по отдельным видам деятельности в управления государственных доходов по месту нахождения объекта, так как постановка будет осуществляться в автоматическом режиме в БД «Е-лицензирование».
Торгын Нурсеитова