Как стало известно "Ъ", Казахстан всерьез обсуждает запрет или ограничения на поставки из РФ ставших слишком дешевыми нефтепродуктов, автомобилей, металла, курятины, муки, соков и кондитерских изделий: их казахские производители теперь не могут конкурировать по ценам с российскими.
Сегодня должны состояться консультации по решению проблем во взаимной торговле между Казахстаном и Россией, сообщили источники "Ъ" в Минсельхозе, Евразийской экономической комиссии и на рынке пищевой продукции. По их словам, Астана настаивает на введении запрета или ограничений на поставку ряда продукции из России в связи с угрозой внутреннему рынку Казахстана из-за девальвации рубля (по отношению к тенге — на 47%). Речь идет о нефтепродуктах, автомобилях и аккумуляторах для них, строительной арматуре, кабельно-проводниковой продукции, стеклотаре, мясе и яйцах курицы, макаронных и кондитерских изделиях, муке и соках.
Источник "Ъ" в Минсельхозе говорит, что переговоры идут уже неделю и "достаточных обоснований для введения ограничений не представлено". Статистика Таможенного союза не подтверждает резкий рост импорта российской продукции в Казахстан, уверяет чиновник. Но, признает он, статистика не учитывает мелкооптовых партий и объемов, ввозимых физлицами.
"Основные дополнительные импортные объемы из России проходят по режиму ненаблюдаемой торговли, поэтому это неконтролируемо и учету не поддается",— подтверждает казахский чиновник.
По словам собеседника "Ъ" в Минсельхозе, сейчас эксперты двух стран уточняют объемы и ценовые параметры импорта.
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (НППРК) предлагает правительству страны установить полный запрет на импорт российского куриного мяса, так как средняя ввозная цена на эту продукцию снизилась с 760 тенге до 380 тенге за 1 кг. При этом только себестоимость казахской курятины составляет 400 тенге. По словам главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, в 2014 году из России в Казахстан поставлено более 40 тыс. тонн мяса курицы. Он признает, что российская курятина "высококонкурентна" при оптовой цене в РФ на уровне 105-108 руб. за 1 кг.
Однако, подчеркивает Сергей Юшин, Казахстан, входящий в Таможенный союз, мог бы сократить объем поставок из третьих стран (квота в 2014 году составила 110 тыс. тонн). В то же время, уточняет замначальника экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко, в Казахстан идет не более 1% общего объема производства российской курятины. По сути, поясняет эксперт, ограничения затронут лишь несколько конкретных компаний. Импорт яиц, цена которых только с начала года упала на 20%, Казахстан хочет ограничить квотой в 500 млн шт. Цена на муку первого сорта казахских производителей достигает 95 тенге за 1 кг, тогда как 1 кг российской стоит 65 тенге. В связи с этим НППРК считает необходимым установить квоту либо полностью закрыть российский импорт. Также ограничить квотой планируется ввоз российской соковой продукции, цены на которую ниже казахской в среднем на 25-30%.
Общий импорт нефтепродуктов в Казахстане в 2014 году составил 1,7 млн тонн, в том числе 1,1 млн тонн из России. Сейчас, говорят участники рынка, поставки нефтепродуктов начали расти: пошлинами и акцизами они не облагаются, а из-за девальвации рубля стоимость российской продукции примерно на 30% меньше, чем казахской. Увеличивают отгрузки Уфимский НПЗ "Башнефти", Орский НПЗ "Русснефти" и "Газпром нефтехим Салават", уточняет один из собеседников "Ъ". "Мы объясняем, что поставляют компании, а не Россия, повлиять напрямую мы на них не можем",— поясняет он. Собеседники "Ъ" говорят, что Казахстан хочет ввести ограничения на импорт российских нефтепродуктов на полгода. "Но насколько это реально — вопрос, восполнить дефицит собственными мощностями Казахстан вряд ли сможет",— отмечает собеседник "Ъ".
О возможности ограничения поставок в Казахстан автомобилей (85 тыс. легковых машин 2014 году) в среду уже упоминал замминистра по инвестициям и развитию страны Альберт Рау. "Казахские автодилеры серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в декабре, когда на фоне падения курса рубля в Казахстан хлынул поток дешевых автомобилей из России",— говорит один из источников "Ъ" на авторынке. В конце 2014 года российские дилеры констатировали масштабные закупки автомобилей в целом из стран СНГ. Резко возросший импорт угрожает в частности сборочным проектам в Казахстане — на мощностях "Азия Авто" в Усть-Каменогорске выпускаются Skoda, Chevrolet, KIA и Lada 4x4. А на СарыаркаАвтоПром производят SsangYong и Iveco, а также внедорожник Toyota Fortuner. Сейчас, утверждают источники "Ъ", речь идет об ограничении в первую очередь серых продаж, а не официальных поставок заводов, которые могут влиять на конечные цены. Но механизм пока не понятен. По данным собеседников "Ъ", Астана рассматривала различные варианты от лицензирования поставщиков машин и внесения особых отметок в техдокументацию автомобилей, о том, что они пришли от официального поставщика, до введения прямой квоты на поставки, в том числе официальные.
В ноябре Астана вводила запрет на поставки российской водки, пива и пивных напитков, мотивируя это их несоответствием новым требованиям по маркировке импортных товаров. Но действие ограничений продлилось всего несколько дней: после консультаций российским импортерам дали возможность до 1 января устранить нарушения. Возникали и проблемы с поставками топлива: временные ограничения были наложены в 2013 году. В итоге импорт российских нефтепродуктов перешел под контроль государственного "Казмунайгаза", и летом 2014 года ограничения были сняты. Источники "Ъ" объясняли те проблемы желанием Казахстана развивать собственную переработку и увеличивать толлинговые операции с Китаем.
Анна Зиброва, Олег Трутнев, Яна Циноева, Кирилл Мельников, Сергей Строкань; Александр Константинов, Астана
Фото: dengi.biss.kz