ЕАЭС буксует. Казахстанские финансисты поставили под вопрос готовность к интеграции
Незрелые индустрии тормозят интеграцию
На форуме 2015 CFO Summit представители казахстанского бизнеса вновь подняли тему интеграции.
Как рассказал зампредправления АО «Казына Капитал Менеджмент» Аскар Каримуллин, когда несколько стран объединяются в союз, как правило, существуют риск больших потерь для маленьких экономик. Для этого должны создаваться мягкие условия для всех, кто участвует на рынке.
Председатель совета директора «Centras Capital» Ельдар Абдразаков разделил мнение о том, что больший риск интеграция несет для меньшей по размеру экономики РК: «Дьявол в деталях. Не все наши индустрии готовы интегрироваться. Вопрос общего подхода, «под одну гребенку» – ко всем индустриям не подходит. Infant industries – те индустрии, которые еще не достигли «зрелости» – им нужен период, им нужна господдержка, им нужна индустриальная политика».
Спикер отметил, что казахстанцев «мучает» факт отсутствия самого обсуждения готовности отдельных индустрий. По каким правилам будет происходить интеграция, как полагает г-н Абдразаков, – это самый «больной» аспект вопроса: «На данный момент на интеграционные процессы оказывает влияние протекционизма. Это происходит сейчас и это тренд на следующие 10-20 лет. По каким правилам мы будем играть? Это правила российские, казахстанские или международные?», – вопрошает спикер. Как он полагает, для казахстанского финсектора это, скорее, «откат», чем прогресс.
Также г-н Абдразаков поставил под вопрос позитивное влияние региональной евразийской интеграции на процесс интеграции в мировое экономическое сообщество. «Сегодня, к сожалению, Россия играет по правилам сильного. Это вызывает озабоченность больших развитых экономик, и таких, как наша. Нужно понять, что мы хотим отстоять. Хочу убрать все иллюзии: все соглашения, что подписываются – продвигают интересы больших стран. Для маленьких экономик ведется все-таки дискриминационная политика. Вопрос в том, что мы хотим и готовы отстоять»,- подытожил эксперт.
О единой валюте поговорим через 10 лет
Зампредправления АО «Forte Bank» Марат Джаукенов затронул тему интеграции банковского сектора: «Технически много проблем, которые существуют помимо банковского и финансового законодательства. Есть такие моменты, как гарантирование депозитов. Например, если гражданин Беларуси решит открыть депозит в РК, не определено, как депозит будет гарантироваться, на каких условиях, с какими ставками и так далее».
«Насчет валютных курсов, не представляю, как наши банки будут кредитовать российские компании в долларах. Также трудно представить, чтобы в России можно было бы получить кредиты в тенге. Возможно, через пять-семь лет картина на рынке валют изменится», – полагает г-н Джаукенов.
Как сообщил спикер, сейчас в ЕАЭС создается рабочая группа регуляторов и участников банковского сектора стран-членов: «Сейчас начальная стадия. Для того чтобы начать работу-обсуждение, сначала надо «прочесать» законодательство всех стран. Включая Кыргызстан и Армению. О единой валюте можно будет начать разговоры лет через десять», – подытожил спикер.
Тесная координация с рублем неизбежна
Ранее предправления ЕАБР Дмитрий Панкин рассказал, что в рамках интеграции невозможно будет избежать усиления координации валют с рублем.
«В чем мы сейчас видим проблему: первая стадия союза – снятие тарифных и торговых ограничений – прошла и дальше возникает вопрос нетарифных барьеров. Если даже мы решим вопросы, связанные с торговлей, таможней, тарифами, возникает такой сложный вопрос: координация экономической, финансовой, валютной политики. Сейчас идет свободное курсообразование в Российской Федерации, на протяжении 2014-го года существенно ослабла валюта. И определенный эффект для Казахстана есть. Явно неизбежен процесс, если мы будем говорить о дальнейшей экономической интеграции, более тесной валютной и финансовой координации с Россией. Все эти вещи происходили в рамках формирования Европейского сообщества, и понятно, что вся координация будет предполагать не только торговую, но и финансово-бюджетную. Что касается работы банка, то, конечно, работа в условиях скоординированной таможенной, торговой, тарифной политики, финансовой и валютной, дает большие преимущества ЕАБР», – сообщил г-н Панкин.
Инновациями не блещем
Максим Гандрабура, Директор консалтинговой компании IGM, сообщил, что для российских инвесторов Казахстан представляет недостаточный интерес. Помимо этого он рассказал, что на интеграцию РК в ЕАЭС, во-первых, влияет дисбаланс мощностей российской и казахстанской экономик. Также среди причин неуспешной интеграции неготовность к открытой международной конкуренции, отсутствие диверсифицированности казахстанской экономики, задержка запуска «Кашагана». Помимо этого он отметил практически такой же, как в РФ невысокий уровень внедрения инновационных продуктов.
Управляющий по инвестициям Российского венчурного фонда Сергей Макаров же выразил мнение, что Казахстан в рамках интеграции экономик может стать тестовой площадкой для внедрения инновационных проектов в производстве, переработке и сельском хозяйстве – с выгодным условием, что инновационные тестируемые продукты останутся внутри страны.
Влияние внутренних налогов
Председатель Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова рассказала о том, на каком этапе сейчас находится процесс интеграции налогообложении в странах – членах ЕАЭС и основных различиях систем РК и РФ. В основном пока это рабочие группы с представителями из стран-партнеров.
«В договоре о создании ЕАЭС есть раздел «Налоги и налогообложение», где указано, что государства-члены определяют направление, а также форму и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые влияют на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции. Наши чиновники, когда я с ними разговариваю, они всегда считают, что речь идет только о косвенных налогах, которые влияют на торговлю или на импортные пошлины. Но на самом деле, на конкурентоспособность тех товаров, которые мы производим в нашей стране, конечно, влияют и внутренние налоги. Так, существует определенная опасность, что будут давить по гармонизации, интеграции налоговая политика и администрирование. С этим мы должны бороться и сопротивляться. Неожиданно Россия оказалась лучше нас в рейтинге Doing Business. Тем не менее, по индикатору налогообложения мы находимся на 17-м месте в мире».
По сообщению спикера, в Казахстане не самые высокие налоги, но вследствие того, что очень крупную долю в экономике занимает теневой бизнес – 28,6%, объем дохода от налогообложения низок. В России этот показатель составляет 10%, но таковы данные официальной статистики, которым г-жа Ертлесова не верит. «В прошлом году наш комитет по статистике изменил методику, он ее ввел в соответствии с международными стандартами. До этого у нас была доля теневой экономики 20%, а на 2013 год стала 28%. Это как раз то, что недособирает налоговый комитет РК – и это нагрузка на добросовестных налогоплательщиков», – заявила г-жа Ертлесова.
Спикер также сравнила налоговые системы РК и РФ. Так, в РФ можно отметить меру, которую не применяют в казахстанской системе: они ежегодно устанавливают основные направления налоговой политики. Однако есть и плюсы казахстанского законодательства. Так, в НК РК прямо указано, налоговый учет базируется на МСФО. К проблемам в налогообложении РК спикер отнесла лжепредприятия, в рамках интеграции налогового законодательства – возврат НДС.
Напомним, 26-27 февраля 2015 года в Москве состоялись рабочие встречи Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина с представителями Счетной палаты РФ, в ходе которых были обсуждены вопросы сотрудничества высших органов финконтроля стран. В частности, особое внимание уделено вопросам сотрудничества в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в том числе ходу разработки рабочей группой из представителей ВОФК государств-членов ЕАЭС нормативных и методологических документов внешнего аудита, необходимых для повышения эффективности совместной деятельности.
По итогам было решено провести ряд совместных экспертно-аналитических мероприятий по вопросам финконтроля.