ЕАЭС буксует. Казахстанские финансисты поставили под вопрос готовность к интеграции

В договоре о создании ЕАЭС есть раздел «Налоги и налогообложение», где указано, что государства-члены определяют направление, а также форму и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов.

ЕАЭС буксует. Казахстанские финансисты поставили под вопрос готовность к интеграции

 

Выгоды и потери от интеграции РК в рамках ЕАЭС снова стали центральной темой обсуждения. Эксперты выразили сомнения, что интеграционные процессы завершатся ранее, чем через семь-десять лет, сообщает Кursiv.kz.

Незрелые индустрии тормозят интеграцию

На форуме 2015 CFO Summit представители казахстанского бизнеса вновь подняли тему интеграции.

Как рассказал зампредправления АО «Казына Капитал Менеджмент» Аскар Каримуллин, когда несколько стран объединяются в союз, как правило, существуют риск больших потерь для маленьких экономик. Для этого должны создаваться мягкие условия для всех, кто участвует на рынке.

Председатель совета директора «Centras Capital» Ельдар Абдразаков разделил мнение о том, что больший риск интеграция несет для меньшей по размеру экономики РК: «Дьявол в деталях. Не все наши индустрии готовы интегрироваться. Вопрос общего подхода, «под одну гребенку» – ко всем индустриям не подходит. Infant industries – те индустрии, которые еще не достигли «зрелости» – им нужен период, им нужна господдержка, им нужна индустриальная политика».

Спикер отметил, что казахстанцев «мучает» факт отсутствия самого обсуждения готовности отдельных индустрий. По каким правилам будет происходить интеграция, как полагает г-н Абдразаков, – это самый «больной» аспект вопроса: «На данный момент на интеграционные процессы оказывает влияние протекционизма. Это происходит сейчас и это тренд на следующие 10-20 лет. По каким правилам мы будем играть? Это правила российские, казахстанские или международные?», – вопрошает спикер. Как он полагает, для казахстанского финсектора это, скорее, «откат», чем прогресс.

Также г-н Абдразаков поставил под вопрос позитивное влияние региональной евразийской интеграции на процесс интеграции в мировое экономическое сообщество. «Сегодня, к сожалению, Россия играет по правилам сильного. Это вызывает озабоченность больших развитых экономик, и таких, как наша. Нужно понять, что мы хотим отстоять. Хочу убрать все иллюзии: все соглашения, что подписываются – продвигают интересы больших стран. Для маленьких экономик ведется все-таки дискриминационная политика. Вопрос в том, что мы хотим и готовы отстоять»,- подытожил эксперт.

О единой валюте поговорим через 10 лет

Зампредправления АО «Forte Bank» Марат Джаукенов затронул тему интеграции банковского сектора: «Технически много проблем, которые существуют помимо банковского и финансового законодательства. Есть такие моменты, как гарантирование депозитов. Например, если гражданин Беларуси решит открыть депозит в РК, не определено, как депозит будет гарантироваться, на каких условиях, с какими ставками и так далее».

«Насчет валютных курсов, не представляю, как наши банки будут кредитовать российские компании в долларах. Также трудно представить, чтобы в России можно было бы получить кредиты в тенге. Возможно, через пять-семь лет картина на рынке валют изменится», – полагает г-н Джаукенов.

Как сообщил спикер, сейчас в ЕАЭС создается рабочая группа регуляторов и участников банковского сектора стран-членов: «Сейчас начальная стадия. Для того чтобы начать работу-обсуждение, сначала надо «прочесать» законодательство всех стран. Включая Кыргызстан и Армению. О единой валюте можно будет начать разговоры лет через десять», – подытожил спикер.

Тесная координация с рублем неизбежна

Ранее предправления ЕАБР Дмитрий Панкин рассказал, что в рамках интеграции невозможно будет избежать усиления координации валют с рублем.

«В чем мы сейчас видим проблему: первая стадия союза – снятие тарифных и торговых ограничений – прошла и дальше возникает вопрос нетарифных барьеров. Если даже мы решим вопросы, связанные с торговлей, таможней, тарифами, возникает такой сложный вопрос: координация экономической, финансовой, валютной политики. Сейчас идет свободное курсообразование в Российской Федерации, на протяжении 2014-го года существенно ослабла валюта. И определенный эффект для Казахстана есть. Явно неизбежен процесс, если мы будем говорить о дальнейшей экономической интеграции, более тесной валютной и финансовой координации с Россией. Все эти вещи происходили в рамках формирования Европейского сообщества, и понятно, что вся координация будет предполагать не только торговую, но и финансово-бюджетную. Что касается работы банка, то, конечно, работа в условиях скоординированной таможенной, торговой, тарифной политики, финансовой и валютной, дает большие преимущества ЕАБР», – сообщил г-н Панкин.

Инновациями не блещем

Максим Гандрабура, Директор консалтинговой компании IGM, сообщил, что для российских инвесторов Казахстан представляет недостаточный интерес. Помимо этого он рассказал, что на интеграцию РК в ЕАЭС, во-первых, влияет дисбаланс мощностей российской и казахстанской экономик. Также среди причин неуспешной интеграции неготовность к открытой международной конкуренции, отсутствие диверсифицированности казахстанской экономики, задержка запуска «Кашагана». Помимо этого он отметил практически такой же, как в РФ невысокий уровень внедрения инновационных продуктов.

Управляющий по инвестициям Российского венчурного фонда Сергей Макаров же выразил мнение, что Казахстан в рамках интеграции экономик может стать тестовой площадкой для внедрения инновационных проектов в производстве, переработке и сельском хозяйстве – с выгодным условием, что инновационные тестируемые продукты останутся внутри страны.

Влияние внутренних налогов

Председатель Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова рассказала о том, на каком этапе сейчас находится процесс интеграции налогообложении в странах – членах ЕАЭС и основных различиях систем РК и РФ. В основном пока это рабочие группы с представителями из стран-партнеров.

«В договоре о создании ЕАЭС есть раздел «Налоги и налогообложение», где указано, что государства-члены определяют направление, а также форму и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые влияют на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции. Наши чиновники, когда я с ними разговариваю, они всегда считают, что речь идет только о косвенных налогах, которые влияют на торговлю или на импортные пошлины. Но на самом деле, на конкурентоспособность тех товаров, которые мы производим в нашей стране, конечно, влияют и внутренние налоги. Так, существует определенная опасность, что будут давить по гармонизации, интеграции налоговая политика и администрирование. С этим мы должны бороться и сопротивляться. Неожиданно Россия оказалась лучше нас в рейтинге Doing Business. Тем не менее, по индикатору налогообложения мы находимся на 17-м месте в мире».

По сообщению спикера, в Казахстане не самые высокие налоги, но вследствие того, что очень крупную долю в экономике занимает теневой бизнес – 28,6%, объем дохода от налогообложения низок. В России этот показатель составляет 10%, но таковы данные официальной статистики, которым г-жа Ертлесова не верит. «В прошлом году наш комитет по статистике изменил методику, он ее ввел в соответствии с международными стандартами. До этого у нас была доля теневой экономики 20%, а на 2013 год стала 28%. Это как раз то, что недособирает налоговый комитет РК – и это нагрузка на добросовестных налогоплательщиков», – заявила г-жа Ертлесова.

Спикер также сравнила налоговые системы РК и РФ. Так, в РФ можно отметить меру, которую не применяют в казахстанской системе: они ежегодно устанавливают основные направления налоговой политики. Однако есть и плюсы казахстанского законодательства. Так, в НК РК прямо указано, налоговый учет базируется на МСФО. К проблемам в налогообложении РК спикер отнесла лжепредприятия, в рамках интеграции налогового законодательства – возврат НДС.

Напомним, 26-27 февраля 2015 года в Москве состоялись рабочие встречи Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина с представителями Счетной палаты РФ, в ходе которых были обсуждены вопросы сотрудничества высших органов финконтроля стран. В частности, особое внимание уделено вопросам сотрудничества в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в том числе ходу разработки рабочей группой из представителей ВОФК государств-членов ЕАЭС нормативных и методологических документов внешнего аудита, необходимых для повышения эффективности совместной деятельности.

По итогам было решено провести ряд совместных экспертно-аналитических мероприятий по вопросам финконтроля.

 

Следите за новостями zakon.kz в: