С января 2015 года вступили в действие изменения и дополнения в Налоговом кодексе, а также Законе о государственном контроле и надзоре в РК
Теперь, плановые проверки отменены, введен новый вид проверки - выборочные.
Таким образом, с 1 января 2015 года налоговые проверки подразделяются на выборочные и внеплановые проверки.
Выборочные проверки будут назначаться в отношении налогоплательщиков с применением новой Системы управления рисками, внедренной в конце 2014 года.
Новая СУР соответствует лучшим мировым аналогам. Для нее утверждены методология и пересмотрены критерии налоговых рисков, которые позволяют точечно выявлять отдельные риски. По каждому виду нарушения в СУР разработаны свои специфические критерии, при этом риски ранжируются по размерности и специфики субъектов.
Критерии СУР, согласно Налогового кодекса, являются конфиденциальной информацией. На основании критериев определяются степени риска по каждому субъекту. Из числа субъектов высокого риска в Центральном Аппарате формируется Перечень налогоплательщиков, подлежащих выборочным проверкам.
Если налогоплательщик попадает в категорию со средним или низким уровнем риска или риск по нему отсутствует, то в отношении него будут применяться иные меры снижения риска.
Органами госдоходов внеплановые налоговые проверки проводятся по заявлению самого налогоплательщика, по инициативе правоохранительных органов в рамках Уголовно-процессуального кодекса РК, по решению налогового органа, а также в связи с рассмотрением жалобы налогоплательщика.
Одним из новшеств, которое рассматривается в рамках Проекта по реформированию налогового администрирования, является внедрение электронного аудита (Е-аудит), который широко применяется в странах ОЭСР.
Электронный аудит это процесс когда создается и используется единый стандартный документ из автоматизированной системы бухучета налогоплательщиков.
С 1 января 2015 года КГД МФ РК запущен пилотный проект по внедрению системы «горизонтального мониторинга».
Основная цель «горизонтального мониторинга» - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового законодательства.
Создание Комитета госдоходов позволяет эффективно и рационально взаимодействовать структурным подразделениям при использовании результатов проведенных проверок, в том числе для совершенствования объединенной системы управления рисками как в части назначения выборочных налоговых проверок, так и для осуществления таможенного контроля.