В стране в настоящее время наблюдается сокращение товарооборота за счет снижения стоимости основных экспортных товаров. «Но показатели января-марта не показали ухудшения деловой активности, снижения розничной торговли и строительства», сообщает аналитик.
По данным Комитета по статистике МНЭ, руководители промышленных предприятий отметили в первом квартале 2015 года по сравнению с последним кварталом 2014 года увеличение спроса на готовую продукцию и объемов производства, что обусловило увеличение их деловой активности. И данный рост продолжится, по их оценкам, в ближайшей перспективе.
К слову, в распространенном в понедельник пресс-релизе Всемирного Банка отмечается, что темпы экономического роста в странах с развивающимися рынками Европы и Центральной Азии будут самыми низкими среди всех развивающихся регионов мира, а прогноз роста экономики будет почти нулевым. По словам вице-президента ВБ по региону Европы и Центральной Азии Л. Так, данные низкие прогнозы в большей части формируются под влиянием стран в восточной части региона, находящихся в серьезной зависимости от экспорта нефти или от торговли и денежных переводов работников в странах-экспортерах нефти, где в настоящее время наблюдается спад экономики.
«В прогнозе ВБ у Казахстана, к примеру, показан рост ВВП в 2014 году около 4%, а на 2015 год дан прогноз, что рост ВВП составит 1%. А для Молдовы, России, Беларуси, Украины, Сербии вообще прогнозируется падение ВВП. Мне кажется, что все же тут обозначен нижний предел, то есть оценка весьма консервативная. В целом, это просто констатация действующих экономических трендов. К примеру, если для Кыргызстана доля переводов трудовых мигрантов из России и Казахстана в ВВП составляет 31,6%, а для Таджикистана 48,9%, то, разумеется, падение цен на нефть приведут к сокращению этих переводов и ухудшению экономической ситуации», - прокомментировал М.Шибутов. Он также добавил, что оценки Всемирного банка базируются на статистике стран и на их собственных прогнозах. «Когда речь идет о статистике, всегда встает вопрос о методике и реальности оценок - к примеру, наилучшие показатели роста ВВП в регионе показывают Туркменистан и Узбекистан - Туркменистан 10% в 2014 году и Узбекистан 8% в 2014 году. На мой взгляд, учитывая закрытость экономик этих стран и своеобразие финансовых систем (наличие двух курсов узбекского сума - официального и «черного»), такая динамика не сильно достоверна. Поэтому статистику надо воспринимать осторожно. Точно также и с прогнозами, которые базируются на нескольких весьма динамичных факторах, прежде всего ценах на нефть и способности правительств стран проводить антикризисную политику. Эти оценки я бы воспринимал всего лишь как ориентир и руководство к некоторым действиям, а не истину в последней инстанции, тем более что предлагаемые рекомендации довольно стандартны и носят общий характер. Рекомендации «Улучшайте бизнес-климат и ведите разумную макроэкономическую политику» применимы к любым странам с любым состоянием экономики хоть к Сомали, хоть к США», - считает эксперт.
Касательно заявления Всемирного Банка о том, что промедление с валютной корректировкой в странах Центральной Азии может привести к негативным последствиям в экономике этих государств, М.Шибутов выразил свою точку зрения: «На мой взгляд, с валютными корректировками мы всегда шли на поводу у не очень большой, но влиятельной группы предприятий - экспортеров и некоторых коммерческих банков, выбирая экспортоориентированную экономику. Сейчас мы развиваем импортозамещение и внутреннее производство, а, значит, будем ориентироваться на стратегию роста за счет потребления на внутреннем рынке. С этой точки зрения шоковая девальвация подрывает все усилия такой стратегии и доходы населения. Я пока не видел ни одной научно обоснованной модели, зачем нам сейчас проводить корректировку курса тенге и как именно ее проводить».
«При существующем раскладе очень важно, что пока нефть держится выше 60 долларов за баррель, а международные инвесторы не уходят из Казахстана. Плюс возможна мощная поддержка со стороны Китая. Это вкупе с продуманной антикризисной политикой должно помочь Казахстану. Благо у нас есть еще резервы - выход на рынок недвижимости залогов и снижение стоимости аренды помещений могут помочь МСБ не хуже низких ставок по кредитам», - резюмировал аналитик.
Читайте также