Проект типовых правил застройки: все «За» и «Против»
По мнению НПП, на сегодняшний день уровень проводимых реформ в разрешительной системе Казахстана в сфере строительства не подлежит прозрачной оценке и не достигает эффективных результатов по ряду причин.
Во-первых, закрепление всего процесса строительства реализуется на уровне различных нормативных правовых актов, начиная с Земельного кодекса РК и заканчивая Строительными нормами и правилами.
Во-вторых, отсутствует оценка обоснованности всех установленных в сфере строительства сроков, перечней предоставляемых документов, количества участвующих государственных органов и должностных лиц.
В этой связи, Национальная Палата предпринимателей предлагает создать Единый национальный документ, в котором будут отражены ряд условий. Первое - детальное нормативное регулирование каждого процесса строительства, с момента предоставления прав на земельный участок для размещения объекта и вплоть до момента ввода его в эксплуатацию.
Второе - четкие сроки рассмотрения документов уполномоченными органами и их подведомственными организациями
Третье - реализация принципа «одного окна» при оказании услуг.
И, наконец, четвертое - истребование сторонних документов государственными органами, а также преодоление существующих противоречий Стандартов и Регламентов оказания государственных услуг.
По мнению экспертов НПП и представителей отраслевых общественных организаций типовые Правила должны содержать отдельные положения действующих строительных норм и правил; детальный порядок прохождения всех процедур; исчерпывающий перечень документов, которые имеют право запрашивать с заявителей уполномоченные органы; четкие сроки рассмотрения документов уполномоченными органами и их подведомственными организациями.
Министерством юстиции Республики Казахстан зарегистрирован приказ Министра Национальной экономики РК «Об утверждении Типовых Правил застройки» № 238 от 20 марта 2015 года. Однако данный документ не отражает в полной мере вышеуказанные позиции.
По структуре Правила должны детально отражать четыре основных этапа реализации проектно-строительных работ. Первый этап - сбор и оформление ИРД. Второй этап - проектирование». Третий этап - строительно-монтажные работы. Четвертый этап - ввод в эксплуатацию.
Также правила должны содержать следующие разделы:
- реконструкция (перепланировка, переоборудование) жилых и не жилых помещений;
- изменение функционального назначения объекта;
- изменение целевого назначения земельного участка;
- снос.
Указанные этапы отражены в Правилах бессистемно. При этом, в проекте ряд этапов упущено. В частности, не отражены сроки, перечень документов, необходимых для согласования проектов застройки с государственными органами (сроки, порядок, исчерпывающий перечень документов, к примеру, в сфере экологии, промышленной безопасности и т.п.). Не в полной мере отражен порядок взаимодействия с субъектами естественных монополий по выдаче технических условий, в том числе с отражением перечня документов (водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению подведению иных сетей жизнеобеспечения объекта строительства). Не отражен порядок взаимодействия с местными исполнительными органами с установлением четких процедур и участвующих субъектов. Отсутствует порядок и субъекты разработки Планов генеральной застройки территорий, проектов детальной планировки и проектов застройки. Соответствующие сроки разработки должны включаться в общий срок процедур по выдаче Архитектурно-планировочных заданий и Технических условий.
Эксперты НПП обращают внимание, что в Правилах не отражены вопросы предоставления земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование через торги (конкурс, аукцион).
Также в Правилах не отражены вопросы изменения целевого назначения земельного участка в рамках разных функциональных зон согласно внесенным поправкам Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».
Имеются противоречия Правил с положениями действующих НПА в части выдачи АПЗ и Техусловий. Не учтены замечания и предложения НПП в части отнесения объектов к уровням ответственности.
В целом, В Правилах прослеживается стремление его разработчиков отнести к технически и технологически сложным как можно большее количество объектов проектирования с целью сохранения монопольного положения РГП «Госэкспертиза» на рынке экспертных услуг. Это противоречит основным положениям одобренной Концепции реформирования экспертной деятельности, в которой четко установлено, что до 2020 года 90 % экспертных работ должна быть передана в конкурентный рынок.
НПП отмечает, что Правила требуют более детального изучения и обсуждения с экспертами в области строительства. Палата предлагает бизнес-сообществу принять активное участие в формирования пакета поправок в указанные типовые «Правила застройки» с целью создания Единого национального документа.
Контакты для связи:
тел.:919361 (вн. 1909) А.Досмаганова
Электронный адрес: a.dosmaganova@palata.kz
С проектом типовых Правил застройки вы можете ознакомиться здесь.
Читайте также