У «серого» авторынка нет светлого будущего
Ситуация, при которой физлица или небольшие фирмы занимаются перепродажей авто по законам дикого рынка, нетерпима. На самом деле, «серый авторынок», - это эвфемизм понятия теневая экономика. И бороться с ним надо также системно и последовательно.
Тени на плетень
Как и любая тень, контрафактная экономика не может существовать без самого предмета, в данном случае легальной экономики. Она привлекательна только по одной причине - не платит налогов и других отчислений. При этом она пользуется всеми благами, которые создаются налогоплательщиками. По сути, теневая экономика - это паразит на теле законопослушного большинства.
По оценкам экспертов, в теневом секторе планеты ежегодно создается около $10 трлн. добавленной стоимости. Всемирный банк оценил объем теневого оборота в экономике Казахстана в 2012 году в 19,2 % к ВВП или порядка $40 млрд. по текущему курсу.
Самое безобидное ее проявление - так называемая, неофициальная, то есть, легальные виды бизнеса и при этом уклонение от налогов. Изменив отношение государства к бизнесу, как доказывает мировая практика, размеры «тени» можно существенно снизить.
По мнению некоторых экспертов, ежегодный объем теневого авторынка в стране может равняться $2-3 млрд. А в кризисные для легальной торговли времена, он наоборот повышается. Например, законопослушным гражданам неприятно видеть на улицах южных городов, особенно Алматы, казахстанцев, гордо восседающих за рулем иномарок с кыргызскими номерами.
Сейчас каждый может через интернет легко посчитать сколько стоит, к примеру, законная растаможка «Лексуса» объемом 5.7 литра и ежегодные налоги, которые таким образом проходят мимо казны. И сколько токсичных отходов он выбрасывает за год в режиме алматинских пробок. При этом, не вкладывая ни копейки на улучшение дорог и охрану окружающей среды. В основном, конечно, авто с номерами KGBH поскромнее, но зато и воздух в южной столице, они уж точно не озонируют...
Словом, при теневой продаже автомобилей мы имеем весь букет сопутствующих «заболеваний» - сокрытие налогов, отсутствие сервиса, ответственности за товар, обман покупателей, нарушения норм безопасности и урон экологии.
В настоящее время в Казахстан есть все объективные предпосылки серьезно снизить уровень «серой» экономики, в том числе и авторынка.
Одним из действенных методов контроля может стать введение безналичного расчета при оформлении сделок по продаже автомобиля. Как отмечают эксперты, это обеспечивает полную прозрачность рынка. Минэкономики и Минфин смогут мониторить все сделки по автомашинам, что резко сократит число лазеек для любителей уклоняться от налогов. А честному человеку бояться такой процедуры нет оснований.
Кстати, физическим лицам, которые завезли по несколько автомобилей с целью их дальнейшей перепродажи, согласно действующему законодательству, если решат продать автомобиль менее чем через год, придется платить все налоги, включая НДС.
Сертификат зрелости
К исключительно важным мерам по «цивилизации» внутреннего авторынка относится система сертификации ввозимых в РК авто. Чтобы создать качественный контроль за представителями автомобильных брендов, в особенности Китая, включая коммерческую технику, на предмет соответствия обязательным экологическим стандартам Евро-4, необходимо создать специальные лаборатории по сертификации.
Собственная техническая база позволит надежно сертифицировать отечественное производство на основе нового технического регламента 2015 года. И, конечно, не придется ездить в другие страны, чтобы там сертифицировать автомобили казахстанской сборки.
Эксперты АКАБ рекомендуют создание единой большой современной лаборатории на территории Южного Казахстана. Это связано с хорошими климатическими условиями, на протяжении 9 месяцев в году, необходимых для прохождения дорожных тестов. Взамен мы получим возможность выдавать одобрения типа транспортного средства (ТС) внутри страны, контролируя не только производителей в Казахстане, но и импортеров и физических лиц, которые ввозят автомобили к нам в страну.
А нынешняя ситуация, когда приходится ездить в Россию за получением сертификата - нонсенс. Тем более, что Дмитриевский полигон там работает всего 6 месяцев в год, и это создает дополнительные сложности по срокам.
Представители ассоциации автобизнеса подчеркивают необходимость во ходе внедрения механизма сертификации максимально подробно и доступно разъяснять населению ее преимуществ. Потребитель должен иметь исчерпывающую и легкодоступную информацию о том, что можно ввозить, нормы, комплектация и техническое состояние авто, чтобы в первую очередь не пострадали сами граждане. Но путаница - это не только потеря времени и нервов, а еще и отличная лазейка для коррупции.
Вот один из ярких примеров остроты проблемы. Комитет технического регулирования и метрологии МИР РК в ходе проверки только одного неофициального автоцентра столицы выявил 15 автомобилей, не соответствующих стандартам и не имеющих сертификаты соответствия и безопасности.
Необходим также дополнительный контроль со стороны общественных организаций, НПП и бизнеса, чтобы несертифицированные автомобили вообще не попадали в страну.
Главная причина таких строгостей по сертификации автомобилей - это снижении потенциальных угроз жизни и здоровью граждан. Кроме того, нынешнее положение дел ставит официальных дилеров в заведомо невыгодное положение перед теневыми дельцами.
Кроме того, пора ввести механизм лицензирования участников авторынка. В этом нет никакой дискриминации, напротив, все окажутся в равных условиях. Прозрачными станут все детали - от добавленной стоимости на каждую модель машины до происхождения товара. Кроме того, повысится собираемость налогов и качество ввозимых автомобилей. В конечном счете, от этой меры выиграет потребитель.
Данный механизм необходим и для цивилизованного ценообразования среди членов ЕЭАС. Ожидается, что в течение нескольких лет Казахстан и Россия придут к полной гармонизации цен на рынке.
Кстати, бум поездок в Россию с любовью к дешевым автомобилям практически сошел на нет. Рисковать сбережениями при нынешнем ценообразовании на авто в РК и РФ уже просто бессмысленно. Оценка ценообразования автомобилей в дилерских центрах Казахстана показали - разница не велика, и она будет «съедена» затратами на дорогу и прочими накладными расходами.
Как рассказал газете «Курсивъ» управляющий директор «Астана Моторс» Антон Афонин, сейчас уже нет смысла ехать за авто в Россию. В январе фирма объявила акцию со скидками на все модели Hyundai до -30% за свой счет. Рост продаж показал, что лишь правильное ценовое позиционирование способно изменить ситуацию на рынке. «После этого компания Hyundai пошла нам навстречу: все авто 2015 года мы получаем по ценам, максимально близким к российским. По этим моделям производителем были предложены новые цены, практически не отличающиеся от российских. С учетом значительного укрепления рубля в последние недели, повышения цен в РФ нет абсолютно никакого смысла ехать за этими автомобилями в Россию», - подчеркнул он.
Стоит отметить, что большинство казахстанских дилеров иностранных автомобилей добиваются от производителей скидок, близких к РФ. Причина очевидна - при прозрачных таможенных границах внутри ЕАЭС, существенной разницы в цене быть не должно.
Как говорится, ничего личного, просто цивилизованный бизнес.
Алия ТЕМИРОВА