Госрегулирование подрезает крылья
Согласно Договору ЕАЭС, Союзом осуществляется скоординированная транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, и безопасности.
Между тем, представители отечественных авиакомпаний отмечают, что в отличие от Казахстана тарифы на пассажирские авиаперевозки других стран-членов Союза не регулируются государством. Таким образом, наши пассажирские авиаперевозки остаются не конкурентоспособными. В связи с этим Казахстанские авиакомпании просят государство от госрегулирования цен на билеты на международные рейсы.
Недавно в Национальной палате РК «Атамекен» на конференции обсудили предложение казахстанских авиакомпаний о выведении тарифов на пассажирские авиаперевозки из сферы госрегулирования.
Авиакомпании «SCAT» и «Air Astana» обратились с предложениями в Комитет по регулированию естественных монополий. В свою очередь, «антимонопольщики» уведомили их, что сейчас проводится работа по разработке Перечня регулируемых рынков. В этом документе будет определено, на каких рынках будет вводиться государственное регулирование цен. После этого авиаперевозчики обратились в НПП с просьбой детально рассмотреть этот вопрос.
В своем заявлении компании так обосновали негативные последствия тарифного регулирования государством. Оно несет убытки по авиаперевозкам; нарушение принципов свободной конкуренции; сокращение инвестиционных программ по обновлению парка воздушных судов; отсутствие возможности введения системы гибкой тарифной политики (отсутствие возможности покрытия убытков полученных в период спада пассажиропотока, за счет тарифов в пиковые периоды) и предоставления широкого спектра тарифов; вынужденная отмена социальных льгот предоставляемых пенсионерам и инвалидам.
Авиаперевозчики считают, что результатом тарифного регулирования государством могут стать колоссальные убытки авиакомпаний и даже их банкротство.
Отмечается, что в мировой практике государство не регулирует тарифы авиакомпаний - антимонопольные органы лишь проводят постоянный мониторинг ключевых показателей и следят за тем, чтобы авиакомпаниями не применялась демпинговая политика, не было ценовых сговоров и не создавались искусственные препятствия для входа на рынок для новых компаний.
Перевозчиков поддержал присутствующий на конференции исполнительный директор по вопросам авиации ОЮЛ «Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Бахтияр Баденов.
Читайте также