Идея о единой валюте снова на повестке дня - эксперты
Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал в интервью российскому каналу, что зависимость мировой резервной валюты от одного эмитента представляет большой риск для остальных государств. Месяц назад вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков заявлял, что Казахстан исключает возможность введения единой валюты в рамках ЕАЭС.
В интервью российскому телеканалу «Россия-24» президент КазахстанаНурсултан Назарбаев заявил о рисках долларизации. Он отметил: «Я ранее откровенно говорил, что мы зависим от одной мировой резервной валюты - доллара. Мы не участвуем в создании этой денежной единицы, это делает одно государство. И в этом большой риск для всех остальных государств. Поскольку данный вопрос не решается в рамках ООН, значит, каждая страна решает этот вопрос самостоятельно. Создание групповых национальных валют говорит о стремлении снизить влияние доллара».
Глава государства добавил, что вопрос о создании региональной валюты все еще остается актуальным. «Этот вопрос с повестки дня не снимается, поскольку окончательного решения еще нет. В настоящее время о создании своих региональных валют говорят в Латинской Америке, арабском мире, что отражает стремление снизить влияние доллара».
Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев на заседании Евразийского межправительственного совета заявил: «Меры по поддержке реального сектора, банковской сферы, которые принимаются на национальном уровне, будут влиять и на интеграционные процессы. Мы исходим из того, что такие меры поддержки должны, с учетом нынешней ситуации, приниматься не изолировано, а скоординировано. Важно, чтобы эта работа была организована на постоянной основе, чтобы финансовые, экономические ведомства наших стран, Центральные банки наших стран оперативно проводили необходимые консультации. И принимали в случае, когда это требуется, согласованные решения».
Глава правительства России в заключение предложил не снимать с повестки дня вопрос создания валютного союза между странами ЕАЭС.
«В этом формате можно было бы рассмотреть возможность и условия формирования в перспективе валютного союза. Мы этот вопрос готовы вместе с другими коллегами прорабатывать. Во всяком случае, это - тот ориентир, который мы, в конечном счете, не должны упускать из внимания. Помнить об этом нужно», - заключил он.
О том, что финансовые регуляторы стран ЕАЭС обсудят согласование валютных политик, в прошлую среду также заявил министр Евразийской экономической комиссии Роберт Арутюнян. «К сожалению, началу работы ЕАЭС предшествовал период девальвации национальных валют стран-участниц, в результате чего мы наблюдаем снижение внутренней кооперации и торговли», - отметил Министр ЕЭК. В ближайшее время, по словам Роберта Арутюняна, финансовые регуляторы государств-членов начнут обсуждение данной темы, чтобы определить направления сотрудничества в области курсовых политик национальных валют. Важным направлением является увеличение объема использования национальных валют во взаиморасчетах при осуществлении взаимной торговли.
«На данный момент одним из наиболее острых вопросов в рамках ЕАЭС остается налоговое регулирование, особенно в части косвенных налогов, - считает Роберт Арутюнян. - Система налогового регулирования в рамках Союза предполагает уплату косвенных налогов по принципу страны назначения и ответственность экспортера за действия или бездействия импортера, что, на мой взгляд, является неэффективной системой распределения ответственности». В результате, по словам Министра ЕЭК, можно наблюдать случаи уплаты двойного налога предприятиями государств-членов при осуществлении деятельности на трансграничных рынках, что в конечном итоге приводит к снижению объемов взаимной торговли.
Дабы не подсесть на девальвационную иглу
Политолог Денис Кривошеев полагает, что ровно месяц назад, когда г-н Жаксылыков с высокой трибуны заявил, что «о единой валюте никто и не помышляет», стало очевидно - вопрос будет поднят вновь в ближайшее время и на новом уровне и с большим энтузиазмом.
Он отметил, что Единый эмиссионный центр, по мнению властей, уравняет шансы экономик входящих в ЕАЭС: «В противном случае, некоторые участники союза увлекутся обесцениванием собственных денег, позволяя произведенным на их территориях товарам, получить дополнительные конкурентные преимущества». По его мнению, тут присутствует ряд рисков, в частности, это будет ощущаться при сокращении валютной выручки, необходимой для строительства новых и поддержки существующих производств, базирующихся в большинстве своем на импортных станках и оборудовании. «При этом не проговаривается идеологами главная опасность - потеря контроля над эмиссией, что в конечном итоге приведет к дефициту ликвидности», - отметил эксперт.
Как полагает г-н Кривошеев, постсоветская финансовая система стагнирует, неспособная конкурировать в рамках существующей финансовой модели мира, отчего стремится к выделению из нее. «Одним из способов исхода является создание собственной внутренней валютной системы по прообразу советской, где нет необходимости создавать резервы, где государство самостоятельно «печатает» деньги по собственным правилам. Именно этого и хотят страны латинской Америки, арабские страны и, как стало очевидно, центрально-евразийской группы. Если отметите, все страны с малоэффективной сырьевой экономикой и отсутствием даже шанса построить современное технологичное государство».
В среднеазиатской валюте нет смысла.
Что касается идеи азиатской валюты, Денис Кривошеев отметил желание вовлечь в валютную войну Китай, который является для мирового рынка несоизмеримой относительно ЕАЭС величиной: «Зачастую, Поднебесная, являющаяся одним из основных держателей долгов Европы и США, использует такие разговоры и, естественно, поддерживает их для усиления собственных позиций на переговорах с партнерами. Китай не рассматривает ЕАЭС как плацдарм для собственного роста, а также не видит в регионе стратегического значения, но не отказывает в праве местным лидерам использовать необязательные к исполнению договоренности, в качестве внутренних политических карт».
Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб полагает, что, говоря о региональной валюте, президент Казахстана имел в виду общую валюту ЕАЭС. «Учитывая, что основными торговыми партнерами Казахстана, являются РФ, ЕС и Китай, в какой-то отдельной среднеазиатской валюте нет смысла. Китай, традиционно, ни в каких валютных союзах не участвует, ограничиваясь использованием юаня, и последовательно повышая его роль в мировой торговле. Общая валюта - не просто признак географического соседства, но и большого объема взаимной торговли и глубокой экономической интеграции. Поэтому единственное осмысленное существование региональной валюты для Казахстана - в рамках ЕАЭС».
При этом эксперт отметил, что сохранение вопроса на повестке дня не означает, что он решится в ближайшее время. «Она (валюта - Kursiv.kz) может стать итогом планомерного сближения экономик стран-участниц, после достижения на практике полной свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, создания общего рынка энергоносителей, гармонизации бюджетной и денежно-кредитной политики. Единая (региональная) валюта - это то, чем надо завершать глубокую экономическую интеграцию, а не с чего надо начинать».
Директор центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов считает, что президент имеет в виду создание в долгосрочной перспективе наднациональной валюты без отмены национальных валюты, при этом наднациональная валюта может быть предложена большому числу стран, а не в рамках ЕАЭС. А. «Жаксылыков ссылался на текст ЕАЭС, где действительно не говорится о единой валюте в любом формате для стран ЕАЭС».