ВТО: Высокое напряжение
Дискуссии по вопросу о необходимости вступления Казахстана в ВТО ведутся с первых дней переговоров. Аудитория, не вдаваясь в подробности, оперирует двумя основными аргументами: сторонники ВТО утверждают, что подешевеет импорт, противники говорят о том, что местные товаропроизводители не выдержат конкуренции.
По-своему правы и те, и другие. Но при этом важно обратить внимание на то, что Казахстан с 1996 года изменился очень сильно. И если 19 лет назад вступление страны, всего три года как обзаведшейся собственной валютой, в крупнейший мировой торговый клуб выглядело самоубийством, то теперь все выглядит гораздо более оптимистично. Казахстан, как минимум, успел неплохо подготовить свою экономику к вступлению в ВТО.
Главный пункт программы этой подготовки - это, безусловно, индустриализация. Во-первых, с реализацией программы индустриализации связан устойчивый тренд повышения доли обрабатывающей промышленности в экспорте. Более 100 производств, запущенных в рамках карты индустриализации, только за первую пятилетку продали за рубеж продукции на 1 млрд долларов. И речь идет, очевидно, о не сырьевом экспорте.
Во-вторых, в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены масштабные меры по дальнейшему стимулированию не сырьевого экспорта, причем не только в виде финансовых, но и сервисных инструментов. С финансовой частью все просто: государством возмещается 50% затрат экспортеров на продвижение продукции на внешние рынки, на подобные цели уже выделено более 700 млн. тенге. Правда, от таких мер при вступлении в ВТО придется отказаться. Сервисная же часть включает в себя анализ рынков сбыта, поиск экспортных ниш и глобальных партнеров, проведение торговых миссий, обучение кадров и прочее.
Как итог, Казахстан, в отличие от многих стран мира, не только поднял на более высокий уровень промышленность после кризиса 2008-2009 годов, но и готов к новым вызовам - такие показатели, как, например, рост ВВП за период с 2010 по 2014 годы, говорят сами за себя. К тому же, первая «пятилетка» индустриализации позволила привлечь немалые иностранные инвестиции. Казахстан подошел к вступлению в ВТО на очень важном для себя подъеме.
Наглядных примеров того, насколько важна подобная подготовка экономики и местных экспортеров к условиям ВТО, в мировой практике немало. Остановимся на наиболее показательных случаях.
Как нужно правильно готовиться к вступлению в ВТО и вести переговоры, всему миру показал Китай. В целом, это было довольно смелое решение руководства традиционно закрытой страны. Оно означало, прежде всего, кардинальный поворот и в самой экономике, и в системе государственного управления ей.
В 80-90-е годы Китай продемонстрировал впечатляющий рост производства, основанный на бурном росте промышленности, в том числе, наукоемкой. В 1992 прирост ВНП составил 13%, что было самым высоким показателем в мире. Валовой внутренний продукт в период с 1980 по 1990 возрастал в среднем на 10,2%, а с 1990 по 1997 его прирост был самым высоким в мире - 11,9%.
Вступление в ВТО стало необходимо для Китая в целях всестороннего расширения торговли, экспансии на внешние рынки и усиления экономических реформ. Главные инструменты, которые ВТО дала Китаю, - это выход на международные фондовые рынки, рост интереса инвесторов к динамично развивающейся экономике, как следствие, возможность трансферта технологий и главное - возможность защищать китайские товары от дискриминационных мер на рынках стран ВТО, используя для этого систему урегулирования разногласий.
В итоге менее чем за 15 лет после вступления в ВТО общий объем ВВП Китая подскочил с шестого места в мире до первого. В 2014 году общий объем ВВП Китая составил 17,6 трлн долларов (по данным МВФ). Кроме того, китайские производители получили доступ к технологиям, и теперь к традиционным для китайского экспорта товарам широкого потребления добавились автомобили (Lifan, Great Wall и др.), мобильные телефоны (Lenovo, Meizu, Xiaomi), телекоммуникационное оборудование (Huawei) и другие высокотехнологичные направления.
Неоднозначны итоги присоединения России к ВТО. В 2013 году к первой годовщине членства России в ВТО «МСП Банк» провел исследование с целью определить влияние вступления в ВТО на российский бизнес. Выяснилось, что негативное влияние почувствовал средний бизнес: ухудшение условий в результате вступления в ВТО предсказали 34% средних предприятий, улучшение - лишь 12,5%. Бизнесмены, отозвавшиеся о присоединении к ВТО негативно, в первую очередь ссылаются на низкую конкурентоспособность российской экономики и на неизбежное вытеснение российской продукции импортной в ряде отраслей, что и произошло после присоединения к ВТО, например, в свиноводческой отрасли.
Бизнесмены также уверены, что даже переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины на различные группы товаров, не защитит их, так как проблемы малого и среднего бизнеса в России носят фундаментальный характер и никуда не исчезнут по окончании переходного периода.
Подобные оценки можно списать на то, что первые годы после вступления в ВТО были сложными абсолютно для всех стран, включая сверхподготовленный Китай. Однако дальнейшую судьбу экономики России в рамках ВТО проследить не удастся. Всему виной украинский конфликт и последовавшая за ним «санкционная война», в ходе которой и Запад, и Россия нарушили и продолжают нарушать некоторые положения ВТО. Как итог, Россия приняла решение сделать резкий разворот от открытия экономики к масштабному импортозамещению.
Сейчас сложно судить, насколько эффективным будет российское импортозамещение, однако можно сказать с уверенностью, что без некоторых позиций импорта российской промышленности, в том числе, ее системообразующим нефтяной и газовой отраслям, будет непросто. Более того, правительственные оценки результатов «защиты от ВТО» оказались полярными для разных отраслей. Например, в июне 2015 года российский премьер Медведев назвал «приемлемыми» результаты импортозамещения на рынке продуктов питания. А в июле 2015 года вице-премьер Рогозин резко раскритиковал импортозамещение в судостроении, заявив о том, что судостроители «деньги съели, а результат ноль».
Спорным примером присоединения к ВТО также является опыт Кыргызстана. Бишкек вел переговоры всего два с половиной года и пошел на значительные уступки. Некоторые наблюдатели даже склонны были называть решение о вступлении Кыргызстана в ВТО политическим - настолько сомнительными выглядели перспективы Бишкека в мировом торговом клубе.
Но помимо очевидных минусов вроде резкого увеличения импорта и, как результат, развала некоторых отраслей хозяйства, вступление Кыргызстана в ВТО имеет несколько важных плюсов. В их числе - гармонизация внутреннего торгового и налогового законодательства с правилами и нормами ВТО, создание предсказуемого режима для отечественных производителей и инвесторов, доступ к механизму разрешения торговых споров. Но главное - страна присоединилась к ВТО раньше своих региональных партнеров (в том числе, и Казахстана), и теперь имеет возможность влиять на сроки и условия присоединения к этой организации новых стран. В частности, это влияние может пригодиться Бишкеку для получения уступок для отечественных товаров и решения проблем, возникших в торговле с соседями.
В результате, несмотря на трудности во внешней торговле, с которыми Кыргызстан столкнулся после вступления в ВТО в 1998-2001 гг., начиная с 2002 г. товарооборот страны устойчиво развивается. С 2004 г. стабильно растет сектор услуг, обеспечивающий более 35% ВВП. По данным Министерства экономики КР, с 2001 г. достаточно устойчивыми темпами растет объем прямых иностранных инвестиций в страну.
Анализируя зарубежный опыт, необходимо отметить, что Казахстан, возможно, не так силен, как Китай образца 2001 года, но он точно готов к конкуренции в рамках ВТО намного лучше Кыргызстана и не собирается ставить искусственные преграды на пути импорта, в том числе, стратегически важного, по примеру Россия. Казахстан пришел в ВТО на подъеме, и ему есть чем удивить мировых гигантов. Главное сейчас - это не только продолжение ускоренного индустриально-инновационного развития для повышения конкурентоспособности, но и грамотное использование рычагов ВТО. Прежде всего, речь идет о возможности обжалования различных дискриминационных мер против казахстанских экспортных товаров. Не менее важным аспектом остается и гармонизация внутреннего законодательства с требованиями ВТО.
Ответ «Да» на вопрос «Нужно ли было Казахстану вступать в ВТО?» видится однозначно правильным, хотя последствия такого решения явно не будут легкими. Но даже в таких условиях, как показывает пример Китая, можно не только выжить, но и диктовать свои условия.
Арман ИСКАКОВ